search
main
0

По дороге с двусторонним движением

«Мы разные, и мы вместе» - это не просто слова

В Петербурге общественный резонанс получил инцидент, произошедший в Красносельском районе. На улице Адмирала Черокова одна из жительниц устроила скандал, пытаясь прогнать с детской площадки воспитанников центра инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями «Какая разница». Женщина объяснила свое поведение тем, что ее четырехлетняя внучка испугалась «непонятно каких детей».

Свою оценку действиям несдержанной дамы дали уже тысячи пользователей Интернета. Не остались в стороне от обсуждения темы и представители различных ведомств социальной направленности. Правда, многие из экспертов считают, что это далеко не единичный частный случай, а серьезная общественная проблема. Как заметила руководитель Центра управления регионом Елена Никитина, людей с ОВЗ стараются интегрировать в общество, но социум часто не готов их принять. Необходимо понять, почему так происходит. На взгляд Елены Никитиной, терпимое отношение к различиям воспитывается с детства, и значимой частью этого воспитательного процесса является информированность о том, кто такие люди с ОВЗ. Как показал недавно проведенный социологами опрос, большинство родителей согласны с этой позицией, но просто не представляют, как правильно рассказывать своим детям, почему один человек отличается от другого.
По мнению мамы инвалида с детства Ирины Юшиной, нельзя никого насильно заставить принять ребенка с особенностями развития, но двигаться в сторону воспитания терпимого отношения к нему нужно. Она согласна с тем, что обществу требуется информированность о том, какие заболевания бывают, как могут вести себя дети с ОВЗ, насколько им необходимо общение со здоровыми сверстниками и т. д. По мнению Ирины Юшиной, российское общество ментально пока не настроено на диалог родителя с ребенком. Взрослые не могут грамотно, доступно объяснить, почему ребенок не такой, как все. Когда женщина гуляет с сыном, который сидит в коляске, то слышит, как маленькие дети спрашивают родителей, почему дядя не ходит. К сожалению, очень мало взрослых пытаются рассказать ребенку, в чем причина, большинство же стараются быстро перевести тему разговора или переключить внимание сына или дочери на что-то другое.
Тема инклюзии более всех понятна преподавателям и студентам РГПУ имени А.И.Герцена, считает проректор по инклюзивному образованию этого университета Виталий Кантор. Ведь старейший педагогический вуз России является основоположником системы специального образования. А основание для дискуссии лежит гораздо глубже данного вопиющего случая. По мнению Виталия Кантора, проблема заключается в том, что достижение социальной инклюзии не сиюминутно, дорога эта с двусторонним движением. Двигаться навстречу друг другу должны как сами люди с ОВЗ, так и все общество. Самый приемлемый способ сделать такое движение безопасным – это выстроить систему инклюзивного образования. Человек, который будет воспитываться с другими ценностными установками, не станет неадекватно реагировать на людей с особенностями развития.
В городском Комитете по образованию в ответ пояснили, что система инклюзивного обучения в городе давно и эффективно работает. Врио заместителя председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Спасская рассказала, что в городе существуют специализированные школы и инклюзивные классы. К первым относятся центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» №616 Адмиралтейского района и школа-интернат №1 имени К.К.Грота Красногвардейского района. В них разработана уникальная система поддержки детей с ДЦП и ребят с нарушениями зрения. Здесь созданы такие условия и среда, которые позволяют не только получить образование и нащупать ориентиры в будущей профессии, но и приобрести опыт социализации.
По данным Комитета по образованию, сегодня в городе насчитывается более 21 тысячи детей с ОВЗ, у более 8 тысяч из них статус ребенка-инвалида. Для таких детей работает 91 группа в детских садах, функционируют 56 специальных школ, из которых 16 – школы-интернаты. У ребят с особенностями развития есть возможность заниматься в кружках и секциях, участвовать в профессиональных конкурсах.
Как подчеркнули эксперты, изменение отношения общества к не похожим на большинство людям, пусть не быстрыми темпами, но идет. К случаю, который произошел в Красносельском районе, мало кто остался равнодушным. Значит, для большинства людей девиз «Мы разные, и мы вместе» – это не пустые слова.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте