Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
Давайте порассуждаем о смысле понятий «поддержка», «опора», «мотивация». Какой синоним может наиболее емко отразить глубокое значение и смысл этих слов? Михаил Салтыков-Щедрин, Александр Островский, Николай Добролюбов и многие другие деятели русской культуры отмечали значимость поддержки во многих сферах жизни человека, будь то социальные связи или политическая карьера. В своих мыслях и высказываниях писатели опираются на этимологию слова «наставник», что в переводе с древнегреческого означает «детоводитель», человек, слуга, сопровождающий дитя и воспитывающий его.
А что сейчас закладывают в значение слова «наставник»? Он слуга? Совершенно точно нет! Сегодня существует множество синонимов к этому слову – «коуч», «ментор», «бадди», «тренер». И в то же время все они несут в себе один смысл. Наставник равно помощник, мотиватор, друг, опора и поддержка, учитель. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
Каково содержание деятельности наставника в современных условиях развития образования? Рассмотрим этот вопрос на примере нашего образовательного учреждения – специальной коррекционной школы-интерната №65. С каждым годом к нам приходит все больше молодых специалистов, которые нуждаются в наставничестве. И конечно, в самом начале профессионального пути у них возникает множество вопросов, сомнений и страхов. Мы спросили у наших молодых коллег, что для них наставничество. Вот несколько фраз, которые наиболее часто можно услышать от начинающего педагога:
– В голове по-прежнему есть вопросы, но я знаю, кому их задать.
– Я поняла, что ошибки – это неплохо. Каждое замечание и пояснение способствует дальнейшему развитию.
– Радует, что можно обратиться с любым вопросом и не бояться, что ты будешь выглядеть глупо.
Педагог-наставник Мария Валерьевна Счастливцева считает, что удобно, когда помимо наставничества проводятся круглые столы и мастер-классы от опытных специалистов, где могут участвовать молодые педагоги.
– Также хорошо, когда наставники проводят занятия не только для своих учеников, но и для учеников молодого коллеги, так как это помогает лучше понять, как действовать на занятиях молодому специалисту, – рассуждает Мария Валерьевна.
Это действительно так. В школе №65 наставничество реализуется в разных формах: посещение уроков, взаимодействие в составе рабочих групп для разработки тематических каркасов в электронный сервис МЭШ, тренинги, мастер-классы, совместное решение проблемных кейсов, где в блиц-режиме молодые и опытные специалисты ищут различные способы их решения, учатся слышать друг друга. Совместно c наставниками осуществляется подготовка к урокам и индивидуальным занятиям, проводится анализ работы, разбираются ошибки. В то же время не стоит забывать, что обмен опытом работает и в обратную сторону. Молодые педагоги учатся у опытных, а те в свою очередь находят новые подходы к привычной деятельности. Каждый педагог нашей школы имеет возможность поделиться своими знаниями или расширить профессиональные компетенции.
А что думают об этом сами наставники?
– Наставничество – это передача практического педагогического и, главное, жизненного опыта… знаний, навыков и умений учить и общаться с детьми с учетом их особенностей. Наставник может поделиться не только опытом, но и тонкостями, о которых не расскажут в учебниках, – говорит о своей деятельности в роли наставника Елена Николаевна Самошина.
– Для меня наставничество – это прежде всего осознание востребованности моего профессионального опыта, возможность поделиться своими наблюдениями, рассказать о педагогических находках, показать приемы и инструменты, позволяющие достичь качественного результата. А также наставничество способствует систематизации собственных методических материалов и дает удовлетворенность работой, – поделилась впечатлениями Анна Викторовна Шамонина.
– Самым главным в наставничестве является желание учиться и учить, так как при отсутствии одного из этих компонентов наставничество становится просто формальностью, – утверждает Мария Валерьевна Счастливцева.
Наставничество – это непрерывный и двусторонний процесс. Наставник помогает, направляет и предостерегает. Он знает, где чаще всего совершают ошибки, в какие моменты возникают трудности. И поэтому учит их преодолевать. Но самое ценное в этом процессе – то, что и наставник, и наставляемый чувствуют потребность в таком взаимодействии и готовы делиться своими наблюдениями, идеями и мыслями, постоянно приобретая что-то новое для себя.
Жанна ГУРГЕНИДЗЕ, Яна ДЫМИЧ, учителя-дефектологи специальной (коррекционной) школы-интерната №65;
Валерия КРАСИЛЬНИКОВА, Дарья РВАНЦЕВА, учителя специальной (коррекционной) школы-интерната №65
Комментарии