search
main
0

По дороге к инновациям. Ориентиры укажет методист

Жизнь образовательного учреждения, повседневная творческая деятельность всех членов педагогического коллектива при активной помощи родительского коллектива и общественности, несомненно, способствуют утверждению профессионально-личностного, творческого потенциала учителя нового тысячелетия. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике – залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя.

Методическая работа Центра образования №1317 направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу, программу развития и учебно-воспитательный процесс.

Для педагогов это повышение уровня педагогических знаний, изучение и использование в своей педагогической деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания, привитие вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью, поддержка тех, кто разрабатывает авторские программы, курсы, пособия и стремится к их реализации, изучение и использование на практике современных методик воспитания, повышение уровня педагогического мастерства.

Для педагогического коллектива при этом важны:

– сохранение и поддержка традиции;

– организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной, научно-исследовательской и инновационной деятельности педагогов;

– создание условий для зарождения, оценки и общешкольного использования ценного педагогического опыта;

– способствование формированию созидательной педагогической среды;

– повышение компетентности педагогических сотрудников в области диагностики, мониторинга, оценки и самооценки деятельности учащихся;

– формирование структуры для передачи продуктов экспериментальной деятельности школы на другие образовательные учреждения.

Методическая служба школы строит свою работу на данных о реальном уровне профессиональной подготовки специалистов, полученных в ходе анкетирования учителей, внутришкольного контроля, оценки и аттестации кадров. Наиболее востребованные формы методической учебы в школе – самообразование, обучение на теоретических семинарах, организованных в школе и округе, общение с коллегами в школе и изучение их опыта работы при взаимопосещении уроков, работа в творческих группах, проведение открытых уроков по различным методическим проблемам; самоанализ, самооценка. Обучению в коллективе во многом способствует микроклимат – доброжелательный, творческий. Работа методического совета, научно-методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в школе и научно-методическая поддержка учителей представлены в тематике педагогических советов, теоретических семинаров.

Вся собранная специалистами информация поступает заместителю директора по научно-методической работе и там систематизируется. Выводы, рекомендации по устранению и коррекции недостатков представляются на оперативных совещаниях, методическом совете или методических объединениях, совещаниях при заместителе директора по научно-методической работе, проходящих регулярно. Итоги успеваемости за четверти учебного года (в виде наглядных диаграмм), материалы по аттестации учителей, справки по итогам проверки дневников, тетрадей, журналов, итоги срезовых контрольных работ, справки по проверке документации методических объединений, анкетирование, посещение уроков, результаты смотров кабинетов и другие материалы хранятся в кабинете заместителя директора по научно-методической работе. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправлять выявленные недостатки, что значительно повышает результативность работы школы. Анализ представленных за год материалов позволяет сделать объективные выводы о деятельности школы и определить задачи школы на следующий учебный год.

В основу внутришкольного контроля администрация, учебная часть школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. Методическая служба в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом, дает возможность членам коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций.

Методический совет – совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, он организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества.

Одной из важных форм методической службы стала работа над единой методической темой общеобразовательного учреждения. Тема должна пронизывать все звенья школьного образования: организационные, управленческие, методические. Школа работает по теме «Творческое развитие личности в процессе личностно ориентированного подхода в обучении с использованием информационных технологий».

Научно-методический совет занимается совершенствованием содержания образования и его учебно-методического обеспечения в соответствии с концепцией развития школы, организации и руководства поисково-исследовательской работой педагогического коллектива, внедрения в практику работы прогрессивных технологий, определением перспектив развития базового и регионального компонентов образования, внедрением эффективных методов обучения. НМС координирует и контролирует работу методических объединений учителей различных специальностей, ориентирует их на реализацию научно-методической темы школы, рассматривает и дает заключение на целевые программы, учебный план и программы (авторские, экспериментальные, скоординированные в соответствии с профилями школы), направление на курсы повышения квалификации учителей школы, вносит предложения по совершенствованию обучения и воспитания в школе в соответствии с концепцией развития, рекомендует направления изучения и пропаганды опыта работы учителей, обмена опытом с педагогическими коллективами города, образовательными учреждениями альтернативного типа, рассматривает новшества, предъявляемые методическими объединениями или членами педагогического коллектива, существляет руководство научно-исследовательской работой школы, подготовку и издание научно-методических и информационных материалов, пропаганду достижений педагогического коллектива, рассматривает и рекомендует представляемые методическими объединениями кандидатуры учителей школы на присуждение им квалификационных разрядов, премий, наград, планирует проведение семинаров, практикумов, которые служат как для повышения педагогического мастерства учителя, так и для пропаганды передового опыта педагогического коллектива школы.

НМС имеет право ходатайствовать перед администрацией о направлении преподавателей школы в творческие командировки с целью изучения передового опыта, участия в научных конференциях, проводимых на территории округа, города, РФ и в странах СНГ, вносить предложения администрации о поощрении учителей, успешно внедряющих передовые технологии обучения и воспитания, разрабатывающих оригинальные авторские программы, по укреплению материально-технической базы и учебно-методического комплекса для реализации авторских и инновационных программ.

Научно-методическая работа в ЦО сосредоточена в профильных методических объединениях учителей и координируется научно-методическим советом школы. Эта работа направлена на реализацию основной проблемы, над которой работает школа: создание образовательной модели, в рамках которой осуществляется целостный, системный подход к практическому воплощению идей личностно ориентированного образования. Научно-методическая деятельность осуществляется в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы, который включает в себя как изучение, так и самостоятельную разработку сотрудниками школы конкретных аспектов реализации личностно ориентированной системы образования в специфических условиях школы.

Каждое методическое объединение имеет свой план работы, все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на обработку базовых знаний, а также на расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

Есть в Центре образования и кафедры – структурные подразделения методической службы ОУ, объединяющие преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной образовательной области (одному предмету), имеющих достаточно высокую квалификацию и ведущих учебно-воспитательную, опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую и проектно-исследовательскую деятельность.

Кафедра создается при наличии не менее пяти учителей по одной образовательной области (или по одному предмету), имеет научного консультанта – преподавателя или научного работника вуза. Количество кафедр и их численность определяются методическим советом школы исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач и утверждаются приказом директора ОУ. Организует работу на кафедре ее заведующий, назначаемый приказом директора. Заведующий кафедрой отвечает за качество преподавания предметов кафедры, выполнение опытно-исследовательской работы, повышение квалификации сотрудников кафедры, состояние трудовой дисциплины и внутреннего порядка на кафедре, состояние и сохранность учебно-материальной и лабораторной базы кафедры.

Для изучения отдельных актуальных проблем при кафедре могут создаваться временные исследовательские коллективы и творческие группы.

Научно-методическая работа кафедры включает в себя:

– разработку программ и учебных планов по предметам специализации кафедры;

– разработку содержания новых учебных курсов (включая интегрированные), учебников, учебно-методических пособий;

– изучение, анализ и рецензирование различных видов научно-методических материалов;

– апробацию новых педагогических технологий;

– подготовку и обсуждение рукописей учебно-методических пособий, дидактических материалов и наглядных пособий по предметам.

На заседаниях кафедр заслушиваются и обсуждаются вопросы, обеспечивающие повышение уровня обученности, воспитанности и развития учащихся, выполнение стандартов образования, учебно-тематических планов (учебных программ) всеми членами кафедр.

Светлана САВОЧКИНА, заместитель директора по научно-методической работе

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте