Цели занятия:
1.Учить детей выражать собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения.
2. Развивать фантазию, воображение, умение давать полный связный ответ на вопрос.
3. Обучать ребят коллективной работе, воспитывать взаимовыручку, ответственность за порученное дело.
Оборудование урока
Плакат со словами “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!”, ребусы, выставка книг, лепестки цветика-семицветика с названиями качеств человека (трудолюбивый, щедрый, честный, добрый, смелый, скромный, умный), изображение “добра молодца” в серединке цветка.
ХОД УРОКА
1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня у нас урок-отчет по теме “По дорогам сказки”. Вы будете и рассказчиками, и слушателями.
Какую цель должен перед собой поставить рассказчик? (Ребята отвечают). Правильно, он должен рассказывать интересно, выразительно, громко.
А какова цель слушателя? (Ребята отвечают). Верно, надо внимательно слушать, отвечать на вопросы, делать выводы.
Давайте знакомые сказки
мы вспомним,
И снова пройдем от страницы
к странице.
Всегда ведь приятно с любимым
героем,
Опять повстречаться, узнать,
подружиться!
Мы отправляемся в страну сказок. У нашего урока есть эпиграф. Эпиграф – это пословица или выразительная строчка, которой открывается урок и которая поясняет его основную идею. Обычно для эпиграфа используют строки из известного произведения.
Прочитаем хором эпиграф: “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” Как вы понимаете это выражение? (Ребята отвечают). Да, сказки нас чему-то учат. Сегодня мы соберем в соцветие семицветика те качества человека, о которых говорится в сказках. (Учитель показывает детям цветик-семицветик, в котором в начале урока середина закрыта цветным кружком).
Мы дадим урок “доброму молодцу”, каким ему надо быть. А раз под словосочетанием “добрый молодец” подразумеваемся мы с вами, – значит мы определим, какими должны быть мы.
Когда пишут эпиграф, то указывают автора. Кто же автор этих строк? (А.С. Пушкин). А из какой они сказки? (“Сказка о золотом петушке”). А кто из ребят готов рассказать о сказках Пушкина?
2. ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТСКИХ ГРУПП
Давайте их послушаем.
1) Пушкин жил в начале XIX века. Родился он в Москве и рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки.
2) Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.
3) Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. В селе Михайловском он встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. А потом написал эти сказки в стихах.
4) Сейчас мы прочитаем отрывок из “Сказки о попе и работнике его Балде”. (Выразительное чтение по ролям).
5) А теперь ответьте на наши вопросы. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу? Что кричал петушок, сидя на спице? Зачем, расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб? Что ему приговаривал Балда с укоризной?
Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”? Из какой сказки строки: “Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет”? С какими словами обращается старик к золотой рыбке? С кем разговаривает Елисей, когда ищет невесту?
6) Его ни с кем я не сравню,
И сказок этих не забыть!
Вот вам пример,
Возьму себя,
Давно я Пушкина читаю,
Но с каждым разом отмечаю,
Как им горжусь, его любя.
Какой талант и ум какой
В единое соединились,
И сказочною красотой
В поэте русском отразились.
Ребята приготовили карточки для классной библиотеки. Прикрепите их на доску, а после урока мы все карточки рассмотрим и оценим. А какой урок добрым молодцам дает Пушкин в своих сказках? Учат ли они нас чему-нибудь? (Они учат нас быть трудолюбивыми, щедрыми, честными).
У Пушкина Елисей разговаривает с Ветром, Солнцем, Месяцем. А у какого еще автора герой тоже разговаривает с Месяцем Месяцовичем?
У нас есть группа ребят, которая выбрала сказку “Конек-Горбунок”.
1) Мы выбрали сказку про Ивана, про его приключения.
Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал “жар-птицу”,
Как похитил Царь-девицу.
Как он ездил за кольцом,
Как был на небе послом,
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье,
Как к числу других затей
Спас он тридцать кораблей.
2) Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился,
Словом: Наша речь о том,
Как он сделался царем!
Какая это сказка? Правильно, это сказка “Конек-Горбунок”. Написал ее Петр Павлович Ершов. Он жил очень давно. Его знал Пушкин. Пушкину очень нравилась сказка “Конек-Горбунок”.
3) Сейчас мы покажем отрывок из этой сказки. (Инсценировка эпизода, когда Иван ловит Жар-Птицу).
4) Ребята, а какими нас учит быть сказка “Конек-Горбунок”? (Добрыми, смелыми).
Вы сказали, что сказки учат нас быть добрыми. Этому же учат нас и сказки другого сказочника – Шарля Перро. (Выходят дети третьей группы).
1) Мы читали сказки и готовили выступление по творчеству французского писателя Шарля Перро:
2) Шарль Перро – один из первых писателей обратился к фольклору своего народа. Он собрал сказки в сборник, который назывался “Сказки матушки Гусыни”. Эти сказки он посвятил племяннице короля Франции.
3) В этот сборник вошли такие сказки: “Спящая красавица”, “Красная шапочка”, “Золушка”, “Рике с хохолком”, “Синяя борода”, “Кот в сапогах”.
4) А сейчас мы хотели бы провести конкурс.
Нарисую я портрет
Только чей – пока секрет,
Отгадайте, вас прошу я,
Чей же я портрет рисую?
Эта девочка на редкость кроткая и ласковая. На нее взвалили всю самую грязную работу, но она со всем справлялась.
Эта маленькая девочка была такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.
Он очень горевал, потому что ему досталось плохое наследство.
Он был очень большим, страшным и богатым. Ему принадлежало много лугов, полей, земель, по которым проезжал король.
Это был некрасивый, но очень умный молодой человек. Он обладал даром наделять умом тех людей, кого он любил.
(Золушка, Красная шапочка, Маркиз-Карабас, Людоед, Рике с хохолком).
Обобщение
Ребята, давайте вернемся к теме и эпиграфу нашего урока. Докажите, что в сказках есть урок. Были ли достигнуты цели урока: а) рассказчика? б) слушателя? Понравился ли вам урок? А интересно ли вам мое мнение?
Ирина ВОРОНИНА,
учитель начальных классов
г. Усолье-Сибирское,
Иркутская область
Комментарии