Количество доступных каждому желающему материалов учебного назначения измеряется уже не сотнями, а тысячами. Реализованные в последние годы проекты федерального, регионального уровней, а также частные инициативы некоторых компаний, действующих в области производства образовательных ресурсов для средней школы, значительно пополнили всеобщую русскоязычную библиотеку. Можно сказать, что, по крайней мере, идея доступности ресурсов (цифровых, интерактивных, мультимедийных, инновационных) превращается в потенциальную возможность.
Комментарий «УГ»Под неэффективностью понимается как недостаточное количество пользователей и недостаточное количество потребляемых ресурсов по сравнению с имеющимся предложением, так и незначительные сдвиги в изменении традиционных методов преподавания при использовании новых ресурсов, низкий инновационный потенциал. – Прим. автора.
Потенциально каждый учитель, школьник и родитель имеет возможность зайти в Интернет (благо что школы подключены и в домашних хозяйствах Глобальная сеть постепенно становится нормой) и найти для себя необходимый материал, созданный лучшими авторами, проверенный экспертами, рекомендованный консультантами. Но несмотря на обилие выбора, проблема выбора все равно остается! При этом увеличивающееся предложение, наличие разных систем структуризации, поиска материалов не способствует облегчению задачи пользователям. По-прежнему существует мнение, что хороших ресурсов мало, что их нельзя использовать, а если и можно, то никакого приращения в качестве учебного процесса они не производят.
Попробуем рассмотреть некоторые причины и возможные способы разрешения обозначенных проблем. В качестве примера интернет-библиотеки будем иметь в виду Единую коллекцию ЦОР, созданную в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования».
Коллекция, расположенная в открытом доступе по адресу http://school-collection.edu.ru, содержит более 85000 объектов, структурирована в соответствии с тематическими и типовыми рубрикаторами. Она предоставляет возможность выбрать ресурсы в соответствии с классом, предметом, учебником. В ней есть самые разнообразные объекты – от элементарных (звук, картинка, текст) до сложных, например, инновационные учебно-методические комплекты для преподавания разных предметов, способные радикально перестроить учебный процесс.
Судя по количеству скачиваний, а также анализу трафика школ (например, в Хабаровском крае, количество обращений к ресурсам коллекции составляет более половины от всех запросов), ресурсы весьма востребованы рядовыми пользователями. Об этом также можно судить и по методическим разработкам уроков с использованием ЦОР, представленным 787 учителями из многих регионов на Всероссийский конкурс «Учебно-методическое обеспечение – электронные образовательные ресурсы в современной школе», который был организован компанией «Информика» (держателем сайта Единой коллекции) в марте-августе 2008 года.
Однако учитель преимущественно использует ресурсы ЦОР для классического изложения материала, подкрепленного демонстрацией с помощью мультимедийного проектора. Будучи обязательным элементом открытых уроков, новые средства сами по себе, разумеется, не способны изменить традиции и качественно изменить урок. Необходима целенаправленная, системная и систематическая деятельность по методической поддержке и повышению квалификации учителей.
С другой стороны, качество интернет-библиотек также необходимо совершенствовать, приводить их в соответствие с требованиями времени и изменять под воздействием современных сетевых технологий и способов деятельности.
Таким образом, можно обозначить два блока причин, определяющих существование проблем с неэффективным1 использованием ЦОР:
1. Отсутствие системы методической поддержки учителей, использующих современные цифровые ресурсы и средства учебной деятельности.
2. Технологическое несовершенство интернет-хранилищ ресурсов.
Конечно, это вовсе не значит, что у нас нет успешных примеров организации процесса повышения квалификации учителей в области использования ЦОР, методической поддержки педагогов в их повседневном труде. Дело в том, что отсутствует именно система взаимосвязей, взаимообмена успешными практиками между регионами, а иногда и между школами одного населенного пункта. Конечные пользователи ресурсов не могут влиять на их качество. Кроме того, не существует механизмов непрерывности и завершенности действий по «приспосабливанию» найденных объектов.
В ходе реализации проекта ИСО в семи пилотных регионах (Республика Карелия, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский края, Калужская и Челябинская области) было положено начало такому системному подходу к поддержке учителей. Разрабатываемые ресурсы проходили апробацию в специально отобранных школах, мнение учителей было учтено при окончательном формировании объектов Единой коллекции. Курсовая подготовка учителей к концу реализации проекта была ориентирована не на пользовательские навыки по работе с компьютером, а на развитие у педагогов умения строить учебный процесс с использованием компетентностно-ориентированных заданий и ЦОР коллекции.
В пилотных регионах были запущены сетевые предметные сообщества, в которых учителя из отдаленных школ региона могли получать квалифицированную методическую помощь по вопросам эффективного и современного построения урока в ИКТ-насыщенной среде. Не менее 10 процентов педагогов получили опыт дистанционного повышения квалификации и могли убедиться в возможностях такого вида образования. Теперь нет необходимости приезжать в региональный ИПКРО для того, чтобы понять, как использовать новые средства на практике, достаточно дистанционно пройти небольшой модуль под руководством тьютора и тем самым снять напряжение, страх перед использованием других новых объектов.
Об эффективности таких систем методподдержки можно судить по результатам уже упомянутого выше конкурса «Учебно-методическое обеспечение – электронные образовательные ресурсы в современной школе»: 25 из 61 победителя являются представителями пилотных регионов проекта ИСО.
По завершении проекта ИСО эти регионы продолжили развитие систем методической поддержки учителей. В этом плане весьма нагляден опыт Хабаровского края.
В сентябре 2008 года здесь состоялась ставшая уже традиционной Летняя школа-семинар для педагогов-новаторов в области использования ИКТ. Участники семинара отбираются на конкурсной основе. В этот раз одной из номинаций конкурса2 была «Лучшая методическая разработка» в одном из жанров:
Урок с компетентностно-ориентированными заданиями.
Проект внеклассного мероприятия с использованием сетевых сервисов или ЦОР.
Методические рекомендации по использованию ЦОР.
Критерии оценивания методических рекомендаций по использованию ЦОР были следующие:
использован ресурс из Единой коллекции ЦОР;
описаны технические условия, необходимые для работы с ним;
представлены модели организации деятельности детей с данным ресурсом;
обоснован эффект использования ЦОР в сравнении с уроком без него;
ЦОР используется как поддержка инновационных методов обучения;
представлено не менее 3 типичных заданий для работы с ЦОР;
описан образовательный результат, который может быть получен при реализации данных моделей.
Конкурс – мониторинговый этап всей системы. Организаторы ставили цель оценить уровень проникновения новых ресурсов, новых форм и методов обучения после завершения первого полугодия 2008 года. Ведь к этому времени уже была введена новая программа повышения квалификации, осуществлен активный запуск и расширение сетевых предметных сообществ в регионе, начали деятельность предметные интернет-методисты.
Победители конкурса приняли участие в семинаре, в рамках которого были проанализированы сами конкурсные работы, проведены тренинги и деловые игры по изменению, улучшению представленных разработок. Также в рамках семинара были предложены способы повышения эффективности деятельности сетевых предметных сообществ, которые призваны помочь учителям измениться самим и изменить учебный процесс под воздействием новых ресурсов и инструментов. Все, кто интересуется данным направлением педагогической деятельности, могут ознакомиться с результатами работы семинара на сайте http://resource.ippk.ru. В частности, туда выложены итоги дидактической игры «Урок с материалами нового поколения»3 (сопровождающиеся видеофрагментами коллективные разработки занятий с использованием расположенных в Единой коллекции ИУМК и ИИСС), а также с разработки дистанционных мастер-классов4 , рожденных на основе описаний конкурсных уроков (мастер-классы были проведены в рамках семинара с использованием имитации удаленного взаимодействия).
После семинара началась деятельность по изменению модулей дистанционных программ повышения квалификации, ориентированных на использование ЦОР, а также по обновлению сетевых предметных сообществ. С января 2009 года будут запущены совместно доработанные программы и проведены новые, в том числе и дистанционные, мероприятия.
Такая схема: запуск-мониторинг через конкурс – коллективный анализ – совместное проектирование – разработка – внедрение – запуск – мониторинг… реализуется в системе методической поддержки в Хабаровском крае на протяжении последних трех лет и приносит свои результаты. Система стала открытой, мобильной, реагирующей на запросы быстро и своевременно, повысилась способность к самообразованию и саморазвитию учительства.
Как иллюстрацию можно привести созданный учителями на прошедшем семинаре «образ», с помощью которого они описали современного педагога: … организовывать свое профессиональное портфолио с помощью средств Всемирной сети, хранить и структурировать ссылки на интернет-ресурсы и Единой коллекции с помощью системы «1С: Организация учебного процесса»…
Существуют и другие удачные примеры развития системы поддержки учителей. Однако проблема взаимосвязи этих систем, более быстрого обогащения, обмена опытом и успешными практиками, обучения на чужих ошибках остается. Чтобы решить ее, необходимо развивать сетевые сообщества учителей, межрегиональные, межпредметные и специализированные сообщества, которые можно построить существующими средствами Интернета. Нужно объединять членов этих сообществ вокруг деятельности по усовершенствованию и внедрению новых ресурсов, по самоанализу того, что получается в реальной практике, а также по экспертной оценке деятельности своих коллег.
Это предложение связано и со вторым блоком причин неэффективности интернет-библиотек – с их технологическим несовершенством. В рамках Всероссийского интернет-педсовета-2008 на сайте http://pedsovet.org/forum/forum271.html был организован форум по обсуждению Единой коллекции ЦОР. Участники высказали различные мнения, преимущественно негативного толка. Кстати, реплики наподобие «все ресурсы у вас плохие, потому что у меня есть лучше», на самом деле только подтверждают тезис о великом разнообразии существующих сейчас цифровых объектов учебного назначения в открытом доступе.
При этом были и конструктивные высказывания, объясняющие, почему творческому учителю иногда бывает сложно воспользоваться богатством коллекции. В числу претензий, на которые стоит обратить внимание, можно отнести следующие:
несовершенство интерфейса (неявно выделенные элементы управления – выпадающие списки, способы фильтрации и поиска);
проблемы со структурированием информации (появление в разделах одного предмета материалов другого предмета, что может быть связано с нарушением в заполнении карточек ресурсов при пополнении базы данных, отсутствие возможности выбрать материал в соответствии с государственным стандартом);
наличие материалов достаточно большого объема, на скачивание которых может уйти значительное время и, как следствие, могут быть затрачены денежные средства, в том числе личные. Все это можно было бы не считать проблемой, если бы заведомо было известно, что материал высокого качества и им пользуются другие учителя и рекомендуют его коллегам. Однако такой опции – Рекомендовать коллегам – на сайте не предусмотрено;
отсутствие возможности для обратной связи, для оставления комментария и просмотра комментариев других пользователей при организованном экспериментальном общественном оценивании ряда ресурсов;
сложная процедура пополнения коллекции.
Большинство из этих несовершенств можно решить именно включением механизмов общественного обсуждения, «народного рейтинга», действующей обратной связи. Механизм понятен: необходимо организовывать деятельность сетевых сообществ на сайтах интернет-библиотек, при сайтах библиотек, на других сайтах сообществ. Кроме того, неясно, как обеспечить ответную реакцию владельцев и авторов интернет-ресурсов и кто может стать таким проводником?
Если будет налажена цепочка между общественной оценкой ресурса и его дальнейшим изменением, то и ЦОР станут более качественными, пользователей прибавится, а результаты от применения улучшатся. В противном случае замечательные федеральные ресурсы, на которые затрачены немалые средства, рискуют превратиться в мертвые или умирающие склады, неспособные реагировать ни на время, ни на людей, для которых они и создавались.
Анна КОРОВКО, проректор по информатизации образования ХК ИППК ПК, заместитель РКЦ
Комментарии