search
main
0

Плывут они в Бразилию… Междисциплинарные проекты в детском саду

Еще задолго до встречи со школой, где бывшие воспитанники детских садов начнут изучать географию по учебникам, можно познакомить ребят с этим предметом, увлечь рассказами о дальних удивительных странах, народах, их населяющих.

В начале каждого сентября мы встречаемся с детьми, возвращающимися в детский сад после летнего отдыха, во время которого многие из них совершали интересные путешествия и часто – за границу. Ребята полны яркими впечатлениями о своих поездках и спешат поделиться с нами.

С целью знакомства наших воспитанников с основами географии была использована сюжетно-ролевая игра «Путешественники». Каждый раз, расширяя и разнообразя маршруты этой игры, мы на карте мира отмечали места, где побывали дети. На кораблях, поездах, самолетах мы «переплывали, переезжали и перелетали» из одной страны в другую, рассматривали и комментировали иллюстрации из путеводителей и сделанные фотографии пейзажей, архитектурных, культурно-исторических и природных памятников интересных уголков нашей планеты. Педагоги рассказывали детям о населении, национальных обычаях и костюмах, о природе и климате, знакомили с животным и растительным миром разных стран. Ребята дополняли наш рассказ своими впечатлениями о виденных ими местах, показывали привезенные сувениры и часто предлагали попробовать диковинные угощения-сладости.

На занятиях по изобразительной деятельности наши воспитанники вместе с преподавателем рисовали, клеили, делали коллажи пейзажей дальних стран, элементов национальных костюмов, игрушек или животных, обитающих в этих уголках Земли. Кроме таких настольных занятий, в группе даже поставили театрализованное представление по корейской народной сказке с участием ребят, одетых в привезенные национальные корейские костюмы. На физкультуре педагог предлагал элементы подвижных игр разных народов. А во время музыкальных занятий дети слушали музыку композиторов стран мира.

Тему знакомства с зарубежными странами продолжали компьютерные занятия. В нашем детском саду преподавание осуществляется на компьютерах фирмы Macintosh в программе Kid Pix. Macintosh очень прост в изучении и имеет все виды встроенных высокотехнологических возможностей (звуковое сопровождение, создание мультипликационных проектов и так далее). Одно из основных преимуществ данного компьютера в том, что все команды выведены на экран, и чтобы войти в определенную программу или задание, не нужно запоминать ряд комбинаций клавиш, но наша задача – не изучение компьютерной программы Kid Pix, а использование ее игрового содержания для развития детей. А разрабатываемые нами задания для занятий на компьютере учитывают возможности ребят каждого возраста.

В течение прошедшего года наши дети освоили «компьютерную грамоту», то есть усвоили ряд определенных правил и последовательность действий с компьютером, овладели элементарными приемами работы с клавиатурой и «мышкой», научились самостоятельно выполнять на компьютере несложные тематические задания. Они уже знают, что такое курсор, форма, палитра, и умеют применять их в своей деятельности. Ребята умело использовали в своей работе разные инструменты графического редактора – «заливка», «кисть», «ластик», «штамп» и другие.

Создавая объемный междисциплинарный географический проект, мы стремились заинтересовать наших малышей и познакомить их с географией Земли, дать им элементарные представления по аспектам культурологии, этнографии, экологии современного мира.

Тематическая географическая направленность компьютерных занятий коррелировалась с выбранными заранее маршрутами наших «путешествий». Занятие в компьютерном кабинете начиналось с вспоминания всего того, что дети знают о данной стране, ее характерных особенностях.

Первый этап работы на компьютере – создание «национального фона» конечного пункта нашего путешествия, который выполнялся детьми с помощью преподавателя. Если это Испания – значит, на экране мониторов появлялся стадион, где проходят корриды; Япония – цветущая сакура; Египет – горячее солнце и пирамиды; Арктика – холодные льды, северное сияние.

А дальше начинается самостоятельная творческая работа. Ребята должны придумать сюжет и изобразить его на экране, сочетая имеющиеся в программе Kid Pix «штампы» и свои оригинальные рисунки «национального фона». Например, сфинксы и верблюды – это «штампы», а песчаный египетский пейзаж и дальние пирамиды дети изображают с помощью «линии» и «заливки»; африканские жители – «штампы», а костер, вокруг которого они танцуют, можно рисовать, используя «кисть» и «заливку»; северное сияние и арктические снега дети рисовали, также используя «кисть» и «заливку», а людей, приветствующих самолет – «штампами» и так далее.

При первом взгляде на законченные произведения детей всегда можно было определить ту страну, по которой мы «путешествовали», будь то Индия или Испания, Египет или Китай. Кроме того, каждый ребенок завершал свою работу рассказом о том, что у него получилось и что случилось с его героями.

Положительным итогом обучения дошкольников по междисциплинарному географическому проекту стало то, что наряду с использованием и усовершенствованием всего объема технических навыков работы на компьютере дети закрепляли полученную информацию по основам географии зарубежных стран и активизировали свой словарный запас. А также ощущали чувство достигнутого успеха и положительные эмоции, которые были связаны с этим.

Результаты нашей работы показали, что применение новых, в том числе компьютерных, информационных технологий в дошкольном образовании – это еще одно весьма эффективное средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования у него психологической готовности к жизни в информационном обществе.

Татьяна НИКИШИНА, воспитатель детского сада № 1488, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте