Из опыта преподавания 1-го курса
“Речь и культура общения”
Над проблемой речевого развития младших школьников я работаю уже 6 лет, последние 4 года веду курс “Речь и культура общения”. Основная педагогическая идея курса – развитие творческого воображения и литературных способностей детей.
Ребенок 6-9 лет “дышит” воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души.
Начальный этап работы по развитию творческих литературных способностей – анализ готового текста. Так, в первом классе дети усваивают разницу между отдельными предложениями и текстом. Для этого они читают две записи и определяют, чем они отличаются, отвечают на вопросы: “Сколько рисунков можно сделать к каждой записи?”, “Можно ли придумать заголовок?”
а) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
б) Оса – это насекомое. У осы шесть лапок. Еще у осы есть жало.
На основе наблюдений над различными текстами дети выясняют, что текст – это и рассказ, и сказка, и стихотворение, и даже несколько предложений, объединенных смысловой, структурной, грамматической и интонационной целостностью.
На уроках раскрываются такие важные понятия, как “заглавие текста”, “тема текста”, “опорные слова”, “план текста”, “типы текста”.
Интересно проходит игра в записочки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, заранее намечающих некую схему повествования.
Кто это был?
Где находится?
Что делал?
Что сказал?
Что сказали люди?
Чем закончилось?
Первый представитель группы отвечает на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Следующий ученик отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И так, пока не кончатся вопросы. Затем ответы прочитываются вслух, как слитный рассказ. Может получиться несуразица, а может наметиться зародыш комического рассказа.
Например:
Кощей Бессмертный.
На дискотеке.
Играл в футбол.
Он сказал: “Ура!”
Люди сказали: “Трус не играет в хоккей!”
Кончилось со счетом три – ноль.
Участники игры зачитывают ответы, хохочут, и на том все кончается, или же полученная ситуация подвергается анализу с тем, чтобы из нее получился рассказ.
А вот задание, позволяющее по данному единому началу составлять различные типы текстов.
а) Плывет по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы.
б) Плывет по морю лодочка. Вдруг начался шторм.
в) Плывет по морю лодочка. А почему всем зверятам в ней очень весело?
Анализ написанных ребятами мини-сочинений показывает, что ученики умеют не только определить тип текста, озаглавить его, но и составляют небольшие повествования, описания, рассуждения.
Третьеклассники умеют построить текст-повествование с элементами описания и элементами рассуждения. В своих рассказах дети используют сравнение, восклицательные и вопросительные предложения, для выражения связи между частями текста используют различные союзы.
Одним из литературных жанров, с которыми дети встречаются с самого раннего детства, являются сказки. Вот такую сказку сочинила ученица второго класса Шаронова Наташа.
Золотое яичко
Жили-были Дед и Баба и рыжий кот Васька. Снесла курочка яичко не золотое, а простое. Решил рыжий хитрюга своровать яичко.
Вот идет он по лесу с яичком, песенки поет, а навстречу ему Волк и Лиса. Увидели они у кота яичко и отобрали. Принесли его в свой дом, захотели его сварить, а варить не в чем. Долго искали они посуду.
Кот тем временем рассказал Деду о краже. Дед взял ружье, и пошли они с котом в лес искать Лису и Волка. Залезли Дед и кот Васька в нору, отобрали яичко.
Принесли домой и отдали курочке Рябе. Через месяц вылупился маленький цыпленок. Рады Дед и Баба, рады кот Васька и курочка Ряба.
Дети, которые прошли курс “Речь и культура общения”, свободнее общаются со сверстниками и взрослыми, непринужденно чувствуют себя на уроках как гуманитарного, так и естественно-математического направления, увлеченно работают с любыми текстами, не боятся отвечать на уроках, вступать в дискуссии.
Наталья ХРАМОВА,
учитель начальных классов средней школы # 20, финалист конкурса “Учитель года России”
Балаково,
Саратовская область
Комментарии