Учеба на расстоянии с использованием Интернета появилась на свет довольно давно, буквально на первых этапах развития Всемирной паутины. За прошедшее время различные стороны этого процесса глубоко исследованы специалистами. Однако прошедший год заставил по-новому посмотреть на проблему.
Дело в том, что до пандемии коронавируса дистанционное образование было привилегией людей взрослых – от студентов и старше. COVID же посадил на «удаленку» школьников, что немедленно породило дополнительные сложности.
В техническом отношении российская средняя школа в целом оказалась готова к работе через Сеть. Заслуга в этом принадлежит не столько системе образования, сколько уровню цифровизации страны. Как бы это ни звучало, Россия сейчас впереди планеты всей не только в области балета, но и в деле внедрения высоких технологий в повседневную жизнь. Если не везде, то местами точно. В той же суперпередовой Западной Европе продавцы порой делают круглые глаза, когда русские туристы предлагают оплатить покупку через сотовый телефон, там о таком даже не слышали… Мы ступили на цифровой путь позже, чем другие промышленно развитые страны, но и стартовали не с нуля, как они, а с уже наработанного за рубежом фундамента, поэтому многих обогнали.
Как бы там ни было, электронного «железа» в стране достаточно, и уровень владения им у населения вполне приличный. Это в среднем, хотя в региональном и возрастном разрезе наблюдается существенный дисбаланс. В глубинке встречаются трудности с обеспечением школ и семей компьютерами, а старшее поколение старается держаться от «цифры» подальше, тогда как молодежь живет в Сети, и вытащить ее оттуда бывает нелегко. Причем чем младше ребенок, тем чаще он предпочитает виртуальный мир реальной жизни.
Казалось бы, школьникам – самой продвинутой в цифровом отношении категории населения – сам бог велел преуспевать на «удаленке», ведь и без нее они все время «висят» в Интернете и чувствуют себя там как рыбы в воде. Однако не все так просто. Если в техническом отношении препятствий для дистанционного обучения, можно считать, нет, то возрастные особенности психики накладывают существенные ограничения.
Прежде всего встает проблема мотивации. Энтузиасты сетевого школьного образования упрощенно приравнивают процесс получения ребенком знаний к автоматическому скачиванию данных, сообщаемых учителем. Между тем львиную долю сил и нервов учитель тратит на уроке не на представление учебного материала, а на то, чтобы мотивировать детей на его усвоение. В высшей школе такой проблемы нет: если студент не учится, по результатам экзаменов его просто отчисляют из вуза. В школе же ученик знает: как бы он ни учился, среднее образование ему обеспечено, потому что по закону оно у нас обязательно для всех. Вот и приходится учителю всячески изощряться, добиваясь от детей полноценного участия в учебном процессе. Эта работа требует индивидуального подхода и живого общения, на дистанции при всем совершенстве современной техники выполнять ее затруднительно.
Кроме мотивации есть еще и внимание, которое у детей естественным образом рассеивается, это возрастное. Если в классе учитель своевременно это замечает и принимает меры, то компьютер такой возможности не дает. К тому же в классе отвлекшийся ученик может переспросить пропущенное или непонятое у учителя или у соседа по парте, а на дистанционном занятии не может.
Вдобавок возрастает нагрузка на детскую психику в ущерб здоровью. Учебная работа с экраном создает дополнительное напряжение, это очевидно. И нет статистических данных о том, что, учась на «удаленке», ребенок меньше времени уделяет привычному для него «зависанию» в Сети или баловству с гаджетами. На интуитивном уровне ощущение такое, что не меньше. Дистанционная учеба просто добавляется к компьютерному времени, занятому иными делами, и без того порой запредельному.
Ну и, конечно, без прямого общения в школе со сверстниками страдает социализация детской личности. Это в объяснениях не нуждается.
Всем перечисленным минусам дистанционного обучения противопоставляется один, но крайне важный плюс. А именно то, что учеба вообще есть. Да, «дистанционка» – суррогат. Но в условиях вынужденной самоизоляции альтернативы ей не существует. Это своего рода протез. Конечно, протез не сравнить с живой конечностью, но, когда таковой нет, без протеза вообще беда.
Другое дело – использование цифровых технологий в дополнение к традиционной классной работе. Московская электронная школа, оснащение классов электронными досками и другие технологические меры в поддержку учебного процесса позволяют поднять его на более высокий уровень, обогащая арсенал учителя. Обогащая, но не заменяя. Подменить педагога машиной, даже самой «интеллектуальной», невозможно. И даже поместить машину между учителем и учеником без ущерба образованию нельзя.
Евгения АКУЛОВА, учитель математики школы №1788, призер конкурса «Педагогический старт»-2020
Комментарии