Когда начинается учебный год, мамы и папы узнают, что в классе будет предметное обучение. Предметное обучение – это вариант классно-урочной формы обучения, при которой каждому предмету школьников обучает отдельный учитель-предметник. В отечественной системе образования она характерна для основной и старшей ступени средней школы, то есть начиная с 5-го класса. В начальной школе традиционно по всем предметам, за исключением, может быть, физкультуры, рисования, пения, иностранного языка, обучает один педагог, получивший соответствующее образование, – учитель начальных классов. Преподавание всех предметов начальной школы одним учителем принято понимать как традиционную форму, а предметное обучение – как инновацию, то есть новшество, которое, как все новое, естественно, вызывает тревогу.
Внедрение предметного обучения – инновационный процесс, то есть обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с задачами, которые общество ставит перед системой образования. В нашей стране предметное обучение в начальной школе вводили неоднократно, в частности, в 60-70-е годы в связи с внедрением и апробацией системы обучения по Л.В.Занкову; в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы; сегодня – для повышения качества образовательно-воспитательного процесса в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня недостаточно просто обладать большим объемом знаний в разных областях, научно-технический прогресс очень стремителен, знания быстро устаревают, особую важность приобретают универсальные учебные действия, которые позволяют самостоятельно добывать знание, изменять его и применять сообразно условиям и обстоятельствам. Задача школы в целом и учителя в частности – так построить урок, чтобы ребенок мог не только воспринимать и воспроизводить информацию, а делать открытия, добывать знания самостоятельно. От учителя это требует существенно более глубокого знания самого предмета, творческого подхода к проектированию каждого урока, способности к созданию ситуаций, в которых дети могли бы делать открытия. Для создания таких условий и вводят предметное обучение в начальной школе. Какие плюсы оно имеет и какие задачи может решать, по мнению и опыту педагогов, успешно работающих в этой системе?Во-первых, предметное обучение существенно снижает время подготовки учителя к уроку и в то же время повышает его качество. Ведь педагог готовится не к 4-5 предметам одновременно, а имеет возможность углубиться в подготовку по одной предметной области.Во-вторых, известно, что каждый человек имеет предпочтения в той или иной предметной области, учитель не исключение. Он может больше любить, например, русский язык и окружающий мир и не питать особой склонности к математике и точным наукам. Его предпочтения также могут сказываться на глубине преподавания менее любимых предметов, что будет ограничивать возможности в познании этой предметной области учеников, напротив, имеющих к ней склонности от природы.В-третьих, более глубокое и организованное в развивающей традиции обучение предмету позволяет рано выявлять способности обучающихся, которые могут остаться незамеченными при традиционной форме обучения и ориентации на «среднего ученика».В-четвертых, исключается субъективизм в оценивании ребенка. Если по каким-то причинам школьник не смог проявить себя по предмету или проявил себя с негативной стороны, за ним в условиях обучения одним учителем может закрепляться определенный имидж. Известно, что мнение учителя для учеников начальной школы – закон, оценку учителя подхватывают и транслируют одноклассники. В условиях предметного обучения у школьника есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в других.Один из самых весомых аргументов – снижение рисков адаптации при переходе обучающихся в основную школу, когда отличники вдруг превращаются в троечников, пропадает желание учиться, нарушается поведение. Есть и другие аргументы в пользу внедрения предметного обучения в начальной школе.Однако наряду с плюсами есть многие факты неудовлетворенности родителей опытом обучения их ребенка в такой форме. С чем в основном связаны их тревоги? Родители обращают внимание на то, что один учитель – это в первую очередь понятная система требований к ребенку и к семье, которая способствует адаптации ребенка к системе школьных правил, много учителей – разные требования, дети теряются и в результате не понимают, чего от них хотят. Родителей беспокоит, что «приходящий» учитель не так заинтересован в ребенке и его успехах, как один по всем предметам учитель начальной школы, он не знает особенностей детей, поэтому ограничен в возможности помочь ученику в случае затруднений. Как негативную сторону предметного обучения родители отмечают «бесхозность» класса, у которого нет «постоянного» учителя. О них никто не заботится, дети сами по себе. Родителям трудно получить обратную связь от педагогов, которые работают в классе – у всех разный график, приемные часы, в то время как с одним учителем поддерживать связь гораздо проще. Также мамы и папы беспокоятся о том, что каждый учитель, считая свой предмет основным, задает большой объем заданий, не считаясь, что по другим предметам тоже много работы. Все эти сложности действительно есть, когда в школе по каким-либо причинам не соблюдают условия эффективной организации предметного обучения в начальной школе. Однако важно понимать, что существуют возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, которые также влияют на школьную успешность маленького ученика. Одному ребенку подходит инновационная форма предметного обучения, а другому будет комфортнее учиться с одной учительницей по менее интенсивной программе. Современные образовательные комплексы, где большая параллель классов начальной школы, дают родителю возможность выбора и формы обучения, и программы, и педагога начальной школы.Анастасия КУЗНЕЦОВА, психолог
Комментарии