В апреле 2006 года в эксперимент по введению отраслевой системы оплаты труда вступили девять школ Самарской области. Как относятся к нововведению учителя и директора образовательных учреждений региона?
– Конечно, новый механизм пока несовершенен, – считает Любовь ПОДЛИПАЛИНА, директор Усольской школы Шигонского района Самарской области, участвующей в эксперименте. – ОСОТ в каждом регионе функционирует по-своему, поскольку везде свои условия.
Оплата труда учителя по ОСОТ определяется прежде всего количеством обучаемых детей, количеством часов в неделю, категорией сложности преподаваемого учителем предмета и разрядом педагога. В каждой школе один час стоит по-разному – стоимость зависит от количества детей в учебном учреждении, от надтарифного фонда оплаты труда и других условий. Чем больше в школе учится детей, тем дороже час учителя. Есть отдельные повышающие коэффициенты за классное руководство, заведывание кабинетом. В то же время новой системой оплаты труда не учитываются ни стаж, ни образование педагога. И качество его работы тоже, как считают директора.
– Мне кажется, в оплате труда учителей обязательно должна быть градация по качеству работы, по результатам, – говорит Любовь Подлипалина. Коллегу поддерживает директор 20-й школы Тольятти Любовь ВОРОНКОВА:
– Мы не увидели в новой системе оплаты труда оценку качества преподаваемого предмета. Возможно, нужно ввести дополнительный коэффициент по результатам промежуточной и итоговой аттестации учеников.
В школах, участвующих в эксперименте, никто из учителей не проиграл в зарплате.
– Наш коллектив давал согласие на участие в эксперименте с условием, что ни у кого из учителей не понизится зарплата, – рассказывает Любовь Подлипалина. – Но мы боялись напрасно, этого не произошло.
В апреле 2006 года в селе Усолье Самарской области средняя заработная плата учителей составляла 5100 рублей, максимальная – 9800. Правда, в эту сумму входит 25-процентная надбавка сельским учителям. И за такие деньги (для села в общем приличные) надо быть учителем с высоким разрядом, преподавать «привилегированный» предмет – русский язык, литературу или математику, работать с индивидуальниками на дому и в классах с хорошей наполняемостью детей (не менее 25).
Не проиграли в деньгах и молодые специалисты.
– Молодая учительница, только пришедшая из института в начальную школу, получила зарплату около 10000 рублей. Это разве мало? – радуется за своих учителей директор из Тольятти Любовь Воронкова. – Есть у нас учителя, получающие по 14 тысяч. Правда, работать надо на две ставки… Но наши учителя могут и хотят трудиться. В школе они живут, у них блестят глаза…
Понятно, что труд облагораживает человека, но где вы видели учителя, отработавшего полностью в первую смену и с горящими глазами рвущегося во вторую? Во всяком случае учителя обычной районной школы таких денег точно никогда еще не получали. Но энтузиазм тольяттинских учителей понятен и еще по одной причине: вдобавок ко всем прибавкам и повышениям зарплаты они получают надбавку от мэра города – 200 рублей за методическую литературу и 300 – за классное руководство.
Директора считают, что благодаря ОСОТ в школе может многое измениться. Исчезнут вакансии, и в школу пойдут молодые учителя.
– Мне кажется, что переход на ОСОТ для сельской школы имеет несколько плюсов, – говорит Любовь Подлипалина. Самый важный – снижает уравниловку в зарплате, которая есть в сельских школах. Ведь у нас стоимость часа в классах с разной наполняемостью была одинакова. А теперь стоимость одного часа в классах даже с разницей в пять учеников различна. Учитель будет стремиться брать классы с большим количеством детей, а это заставит его отойти от традиционного урока. Тогда в классе будут использоваться и информационные технологии, и проектные методики. Ведь невозможно будет преподавать по-старому, если в классе не пять человек, а 25. Конечно, проиграют малокомплектные школы и учителя, преподающие в классах с малой наполняемостью. Малокомплектные школы постараются либо увеличить количество детей, либо присоединиться к более крупной школе, стать ее филиалом.
Комментарии