search
main
0

Плюшевые сказки для маленьких людей. Диагноз не повод отказываться от радости

Ученица смеется и прячет лицо в ладошках – стесняется. «Ну что же ты прячешься! – приобнимает ее директор школы. – Смотри, какие картинки!» На парте перед ней рассыпаны «пазлы», которые ей предстоит скомпоновать в единое целое. Уже и непонятно даже – то ли и правда стесняется, то ли просто так на нее действуют не по-февральски солнечная погода, окончание учебного дня, бабушка, пришедшая проводить ее до дома, да и мало ли вообще поводов для смеха в жизни ребенка. «У Сонечки аутизм, – говорит потом директор Тамбовской специальной школы-интерната №3 для детей с задержкой психического развития педагог-дефектолог Галина ВЛАСКИНА. – Вот недавно она начала писать. Сама. Своей рукой».

У школы-интерната долгая история. Она была создана в 1928 году как детский дом для умственно отсталых детей, однако позже она была переквалифицирована в школу-интернат. «На протяжении нашей истории выпускники оканчивали ПТУ и, получая профессию, становились полноправными членами общества, – рассказывает Галина Власкина. – Сейчас наша задача заключается в том, чтобы продолжить эту традицию, чтобы в нашем сложном обществе выпускники могли трудиться и зарабатывать на хлеб, а не выходить на дорогу».

В статусе школы-интерната учреждение отметило свое восьмидесятилетие в 2008 году. В том же году после реорганизации школа-интернат слилась с отделением начального образования для детей с задержкой психического развития и получила, кроме того, административное здание в центре Тамбова, где работают педагоги-психологи и логопеды. «Поле деятельности очень большое: во-первых, специалисты консультируют родителей, педагогов общеобразовательных учреждений и работают с детьми в административном корпусе; во-вторых, непосредственно в здании школы-интерната работают свои педагоги-психологи и логопеды, – перечисляет директор школы-интерната. – Если же нужно более подробное изучение проблемы ребенка, то к нам приезжает заведующая отделением, кроме того, у нас педагоги осуществляют работу на дому и в детском отделении Тамбовской психиатрической больницы». Немаловажно отметить, что психолого-педагогическая практика ведется не только с воспитанниками школы-интерната, но и с не вовлеченными в конкретный педагогический процесс семьями Тамбова.

Дети тут такие же, как и в общеобразовательных школах, – любопытные, смешливые, готовые по первому зову, по намеку на интерес рассказать, что «вот, лыжи у меня скользят и неудобно их надевать», что «на обед у нас сегодня вкусный суп», что «очень понравилась экскурсия».

«Вот Сережа у нас лучший ученик по слесарному делу, – с гордостью рассказывает учитель слесарного дела Василий Носов. – Даже летом работает на местного предпринимателя, выпускающего мебель. Тот всех разогнал пьяниц, взял Сережу». Сейчас Сергею шестнадцать лет, и его будущее практически безоблачно: после выпуска из ПТУ он станет прекрасным столяром, каменщиком или плиточником-мозаичником. По словам Василия Носова, его воспитанники настолько успешны, что их конспектами даже пользуются их однокашники в профтехучилищах, а чертежи хвалят преподаватели.

«Вообще у нас тут дети из очень разных семей, – продолжает экскурсию Галина Власкина. – Есть, конечно, ребята из неполных и неблагополучных семей. Но вообще задержка психического развития – это беда, которая не выбирает какую-то конкретную семью. У нас, например, проходит обучение ребенок из семьи университетских преподавателей». При этом надо отметить, что после школы-интерната дети, если они продолжают нормально развиваться, поступают и в ПТУ, и в техникумы, и даже в обыкновенные вузы.

Всего в школе-интернате обучаются 76 ребят разных возрастов и пятнадцать на дому. Всех детей Галина Власкина помнит по именам. Это фактически большая семья, где каждый знает все про каждого, недаром сама Галина Павловна работает в школе-интернате уже тридцать шестой год. «Конечно, мы все стараемся, чтобы детям жилось комфортно. На это идут средства бюджетные, спонсорские. Вот три года назад нам выделили из фонда президента три миллиона четыреста тысяч, на которые мы провели капитальный ремонт», – рассказывает она.

Впрочем, по сравнению с нуждами интерната 3,4 миллиона – это не так много, да и спонсорских денег, конечно, хотелось бы, чтобы было больше. Хотя, по словам Галины Власкиной, меценаты ей встречались не только щедрые, но даже и анонимные: «Приехали к нам как-то, поставили ДВД и уехали. Я попыталась у них выспросить данные, чтобы оформить хотя бы договор пожертвования. «Оформляйте как хотите, а мы поехали», – ответили они». Надо сказать, что и руководство школы-интерната не сидит сложа руки, ожидая у моря погоды. «Мы ходим, выпрашиваем, – уверяет директор. – В девяностые, например, мы именно так и выживали: придем к спонсорам и попросим обои, потом своими силами их поклеим, побелим потолок, покрасим. Да и все последние годы та же история».

Тем не менее, несмотря на все проблемы, школа-интернат живет вместе со своими детьми. Ведется работа в кружках, дети учатся шить, вышивать, столярничать, выращивать цветы, писать, говорить, мыслить, одним словом, – жить. Главное, наверное, все же то, что в чистых спальных комнатах на детских постельках лежат плюшевые сказочные герои, а выходят из стен школы-интерната не инвалиды, нуждающиеся в медико-социальной помощи, а ребята, у которых вся жизнь впереди.

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Галина Павловна Власкина и смешливая Соня

Будущий столяр Сергей за работой

Логопед Марина Николаевна стрельникова за работой

Лыжное построение

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте