В наши дни к такому предмету, как Основы безопасности жизнедеятельности, порой относятся как к второстепенному. И не только ученики. В разговоре с одним из учителей довелось услышать: «Ну что такое ОБЖ? Да обычная продленка – лишь бы дети не бедокурили, были подальше от улицы, наркоты, хулиганства. Вот и все задачи этого предмета».
К счастью, есть немало учебных заведений, в которых к преподаванию ОБЖ подходят значительно серьезнее, видят в нем инструмент военно-патриотического воспитания, обучения жизненно необходимым знаниям. Одно из них – средняя школа № 329 Юго-Восточного округа Москвы, в которой ОБЖ преподает Николай АВДЕЕВ. С ним – наша беседа.
– Николай Кузьмич, вы раньше служили офицером, что подвигло вас прийти в педагогику?
– Я окончил армейскую службу в звании полковника. Был политработником. Всегда тянулся к знаниям и работе с людьми, еще в годы службы заочно окончил исторический факультет Московского педагогического института. Когда оказался в отставке, друзья посоветовали пойти работать в школу. Мол, и военное дело знаешь, и найти подход к людям умеешь. Вот работаю в школе уже 15 лет.
– А как ребята воспринимают ОБЖ?
– Они занимаются ОБЖ с удовольствием. Ведь этот предмет дает им возможность двигаться, что свойственно их возрасту, несет элементы состязательности, особенно при изучении основ военной службы. Мальчишки очень любят бывать на полигоне, преодолевать полосу препятствий, изучать оружие, учиться стрельбе. Да и девочки не остаются в стороне. Не раз слышал, как они с восхищением рассказывали друг другу о тире, навыках медицинской сестры. Ребята понимают, что знания, полученные на уроках ОБЖ, им жизненно необходимы.
– Как организовано у вас в школе военно-патриотическое воспитание?
– К этой проблеме у нас подходят очень серьезно, каждый преподаватель независимо от специализации, будь то химик, математик или историк, участвует в патриотическом воспитании. В нашем коллективе нет учителей, которые такие понятия, как «долг», «защита», «Отечество», были бы готовы отправить «на свалку истории».
В курсе ОБЖ изучаем организацию службы и быта военнослужащих, традиции нашей страны и ее Вооруженных Сил, отмечаем дни воинской славы. У нас в школе всегда торжественно отмечается День защитника Отечества. Приглашаем к ребятам ветеранов Великой Отечественной войны. Они охотно выступают перед молодежью. И учащиеся их всегда очень тепло принимают. У нас бывают Александр Иванович Козин – заместитель председателя совета ветеранов Рязанского района, Елизавета Владимировна Можуховская – участница Сталинградской битвы, Генрих Ильич Димент и другие.
У нас стали традиционными спортивная эстафета в честь Дня Победы, участие в районных мероприятиях, посвященных этому празднику. Из школьников наиболее активно участвуют в них В. Кудаленкин, А. Прохоров, М. Аленичев, Е. Есакова, А. Аверкина. Регулярно проводится игра «Зарница», участвуем в весенней спартакиаде юношей допризывного возраста, организуем «Школу безопасности». Все эти мероприятия пронизаны духом патриотизма, нацелены на формирование у школьников качеств защитника Родины.
– В Юго-Восточном округе одна из улиц названа именем Лазаря Паперника. Знают ли о нем школьники?
– Безусловно. У нас каждый школьник знает о подвиге снайпера-фронтовика, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Наши ученики чтят также подвиг Героя Советского Союза летчика Вострухина, памятник которому, как и Лазарю Папернику, тоже установлен в Юго-Восточном округе. Ребята самостоятельно ведут поиск новых сведений о героях, регулярно участвуют в возложении цветов к их памятникам. У нас вошло в практику написание сочинений учеников о героях Великой Отечественной войны.
– А кто помогает школе в преподавании ОБЖ, воспитании школьников?
– Постоянную помощь оказывают руководство Юго-Восточного округа, управа, совет ветеранов. Трудно подсчитать, сколько мероприятий прошло благодаря их поддержке. Это и творческие вечера, и «Огоньки», и общение с ветеранами. Помогают они и материально.
– Какие проблемы преподавания ОБЖ наиболее сложны?
– Одна из них – острая нехватка кадров преподавателей ОБЖ. Основная причина – невысокая зарплата – около 3 тысяч рублей. Поэтому на эту должность во многих школах идут, как правило, женщины, которые мужественно ездят на полигоны, посещают тир. Но нормально ли это?
Другая проблема – нехватка видеоматериалов, учебных пособий. Стенды, «наглядку» приходится мастерить самому. Недостаточно подсобного медицинского материала – бинтов, ваты и т.д. А ведь в наши задачи входит обучение применению перевязочных материалов, накладыванию шин.
У школы нет денег на приобретение видеоаппаратуры. А без нее не продемонстрировать необходимые учебные фильмы.
– Выбирает ли кто-нибудь из ваших учеников своей профессией военную службу?
– В этом году Владимир Кудаленкин изъявил желание поступить в Академию государственной противопожарной службы. Сергей Ершов, Александр Коробков хотят пойти служить в армию рядовыми солдатами. А мой бывший ученик Сергей Бурдаев скоро окончит Военно-медицинскую академию. Среди ребят есть желающие поступить в школу милиции. Думаю, на выбор этих молодых людей повлияли и занятия ОБЖ. Ведь среди важнейших воспитательных задач этого предмета – воспитание наших питомцев в духе патриотизма, гражданственности.
Беседовала Наталия Дроздова
Комментарии