Вот уже шесть лет представители Дзержинского района в составе калужской группы являются постоянными участниками семинаров Совета Европы по проблемам переподготовки учителей в сфере гражданского образования. Наше участие в этом проекте помогает выстроить модель системы гражданского образования в районе.
Для себя мы определили гражданское образование не только как введение одного предмета или группы предметов, а как целую систему, охватывающую все стороны школьной и внешкольной жизни. Работа отдела по образованию строилась в тех же направлениях, что и составные части образовательного пакета по подготовке кадров.
Во-первых, нам пришлось обосновать идею необходимости гражданского образования перед руководителями школ и учителями, сформировать положительное мнение общественности и руководства района.
Во-вторых, встал вопрос об обучении учителей-предметников.
В-третьих, директорам и управленцам пришлось думать о создании демократического климата в школах.
В настоящий момент назрела проблема психолого-педагогической доподготовки всех категорий педагогических работников.
Пять лет назад в 21-й школе начало вводиться граждановедение как учебный курс. Хочется отметить, что он жизненно необходим в массовых школах, расположенных в российской провинции, об этом говорят положительные отклики учителей, учащихся и их родителей.
С увеличением количества учителей по граждановедению стала отрабатываться организация методической помощи им. В районе был создан творческий коллектив, в состав которого вошли специалисты отдела по образованию, директора, заместители директоров по учебной и воспитательной работе, а также учителя истории и граждановедения.
Определились пилотные школы, которые стали разрабатывать свои модели гражданского образования. На их базе проходили открытые уроки, семинары для директоров. Для обсуждения предлагались внешкольные мероприятия, носившие воспитательный характер. На заседаниях методических секций проводились тренинги по отработке методов и разных приемов. Все это записывалось на видеопленку, публиковалось в местной прессе. Во всех школах прошли педагогические советы по обсуждению проблем гражданского образования. Хорошим подспорьем стало приложение к “Учительской газете” – газета “Граждановедение”. Теперь школы сами определяют место курса в учебных планах. Для преподавания его используются 10-15% учебного времени, предусмотренного Базисным учебным планом, используются факультативные и классные часы. Работа с родителями и внешкольная работа с учащимися начинает подчиняться идеям гражданского образования.
В школах воссоздаются детские организации. И этому косвенно способствовали объективные причины, в частности: серия выборов пять лет назад породила возникновение детских объединений через организацию школьных “президентских” выборов. При проведении “президентских” кампаний использовались документы Российской Федерации по избирательному праву, законодательство о местном самоуправлении.
Знания, получаемые на уроках граждановедения, помогают учащимся стать активными участниками жизни школы.
Районный отдел по образованию плодотворно сотрудничает с Российским союзом молодежи (РСМ) Калужской области. В ежегодных сборах актива учащихся, работающих по программе “Лидер”, принимают участие многие старшеклассники. Они становятся инициаторами создания в школах разновозрастных детских объединений.
Отделом по образованию в апреле 1998 года проведена конференция старшеклассников района. На ней шла речь о введении самоуправления в школах, о создании районной детской организации, о проведении стационарных лагерных сборов. Приняли обращение к старшеклассникам о создании первичных детских объединений. Был организован стационарный лагерь для актива учащихся района.
Почти повсеместное введение курса “Граждановедение” в школах, училищах, техникумах показало, что знания должны закрепляться практическими действиями. Следовательно, гражданское образование должно быть направлено не только на обучение, но и на формирование способностей для активного гражданского участия в решении проблем общества. Нельзя давать информацию о законах и нормах жизни, используя старые подходы в обучении и не изменяя микроклимата внутри учебного заведения. Необходимо помочь учащимся ознакомиться с природой возникновения проблемы и путями его разрешения.
Социально-практическая направленность гражданского образования распадается на три части:
1) изучение структуры гражданского общества (государство, экономика и гражданское общество), а также законов, связывающих их;
2) изучение социальных ролей в данной структуре гражданского общества;
3) активизация деятельности учащихся через участие в социальной практике.
Учащиеся выступают в роли различных “героев” социальной жизни, осваивают инструментарий этих ролей. Выделяются такие основные “роли”, как:
– исследователь социальной ситуации;
– организатор группового и социального действия;
– организатор и участник коммуникации;
– ответственный деятель, принимающий решение.
Новые подходы к системе гражданского образования, интеграция учебного процесса с воспитательным и опора на предыдущий опыт и традиции школы позволили сформировать различные модели, в рамках которых реализуется гражданское образование.
1. Модель, основанная на предметном начале во всех классах, или по ступеням (в начальном звене, основной школе, в старшем звене), или в отдельных классах.
2. Модель как региональный компонент Базисного плана. В этом случае на уроках истории, литературы, биологии и других рассматривается гражданская тематика.
3. В третьей модели гражданское образование воплощается через систему еженедельных классных часов в 1-11-х классах. Данные занятия проводят классные руководители, которых предварительно готовят творческие коллективы школ, специально созданные для этих целей.
4. В четвертой модели гражданское образование нашло отражение в воспитательной работе школы через детское самоуправление, привлечение родителей, благоустройство микрорайона, краеведческую работу.
5. Последняя модель включает в себя все предыдущие модели.
Программа “Развитие гражданского образования в Дзержинском районе” рассчитана на три года. Цель ее – создание системы гражданского образования в районе, направленной на социализацию учащихся. Задачи программы:
создание условий для внедрения гражданского образования в образовательных учреждениях через предметное обучение в рамках курсов граждановедческой тематики, демократизацию школьной жизни посредством организации детских объединений, интерактивные методы обучения;
обеспечение социально-практической направленности деятельности учащихся как результата внедрения гражданского образования в образовательные учреждения;
отработка вариантов демократизации школьной жизни;
сотрудничество с органами власти и общественными организациями в интересах гражданского образования;
отработка механизмов передачи опыта;
отслеживание жизненного пути учащихся.
Для обучения педагогов, готовых работать в сфере гражданского образования, была определена группа тренеров в количестве 9 человек. В нее вошли: заведующий районным отделом образования, ведущий специалист РИДЦ РОО, психолог, директор школы, заместитель директора по учебной работе, руководитель методической секции учителей граждановедения, учитель граждановедения и учитель начальных классов. Примечательно то, что педагогические работники подбирались из двух школ в виде команд, а также специалисты РОО.
Используя красноярский опыт подготовки специалистов в сфере гражданского образования (обучение команд из одной школы), сформировали 4 группы слушателей из 19 школ: директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей граждановедения, учителей начальных классов.
Учеба проводилась по трем блокам: психолого-педагогическому; методическому, где рассматривались интерактивные формы обучения; создание условий в образовательных учреждениях для внедрения гражданского образования.
С каждой группой тренеры встречались на занятиях один раз в месяц. Занятия начинались и заканчивались психологическими упражнениями, способствующими активизации заряда эмоциональной сферы. Психологический блок был прочитан всем категориям слушателей. Основной целью его стало повышение личной психолого-педагогической компетентности учителей. В первую очередь педагогов знакомили с различными приемами саморегуляции психических состояний. Любая работа над собой начинается с самопознания для предупреждения у себя отрицательных состояний и закрепления положительных психических состояний. Учили владеть методами самодиагностики, самонаблюдения и самоанализа. Был использован тест САН (самочувствие – активность – настроение). В результате педагоги овладели методами нервно-мышечной релаксации, приемами разрешения конфликтов, требованиями психогигиены учебно-воспитательного процесса, направлениями социально-психологического анализа взаимодействий в системе “Я – Другой”, “Группа – Группа”. Занятия были направлены на знакомство групп с общей технологией проведения социально-психологического тренинга, методикой по изучению и развитию психических особенностей школьников, с рекомендациями по использованию полученных результатов в практике. Педагоги получили помощь в проведении более тонкого индивидуального подхода, в раскрытии и развитии скрытого личностного потенциала учащихся.
В курс переподготовки кадров были включены следующие методики:
1. Методика изучения и учета особенностей личности учащихся и педагогов.
2. Методика активизации и самовоспитания.
3. Методика изучения особенностей психических процессов всех школьных возрастов и педагогов.
Все методики отработаны со слушателями групп. Они просты в обработке, компактны и стандартизированы.
Методика проведения уроков и занятий по граждановедению строилась в соответствии с категорией слушателей. Учителей знакомили со структурой уроков, формой проведения, планированием занятий. Проводились практикумы по темам: основы демократии, права человека, гражданин, мораль и право. Знакомили с различными видами групповой работы с учащимися, с методикой проектирования деятельности учителя с учащимися, определения врожденных особенностей памяти и способности к аналитической деятельности.
С заместителями директоров по воспитательной работе рассматривались вопросы создания детского самоуправления, организации практического выхода знаний, полученных на уроках, воспитательная работа в школе. С директорами делался упор на создание микроклимата в школе для учителей, учащихся и их родителей. Уделялось внимание на создание своей модели гражданского образования в школе.
Всеми категориями слушателей прослушаны лекции по возрастной психологии.
Интересным был семинар по программе “Лидер” для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов и учителей граждановедения, цель которого – способствовать в последующем созданию детских общественных организаций и самоуправлению в школах. Семинар проводил Российский союз молодежи Калужской области.
В работе над проблемой гражданского образования (при проведении олимпиад и других мероприятий) Дзержинский отдел по образованию всегда находит помощь и понимание у руководителей муниципальных образований района.
Для участия в олимпиаде по граждановедению школьники готовили программы кандидатов на должность мэра города, главы района, губернатора. В своих программах они поднимали наболевшие вопросы региона, района, города и предлагали пути решения этих проблем. Ответы были не по-детски взрослыми, грамотными. Олимпиада проходила в два этапа: I этап – заочный, где оценивались сами программы. В состав жюри входили представители прокуратуры, отдела внутренних дел, заместитель главы районной управы по социальным вопросам, заведующая организационным отделом. Второй этап – очный, где учащиеся выступали со своей программой публично перед заведующими районных отделов управы, перед своими конкурентами и отвечали на их вопросы. Олимпиада оставила яркий след. Участники заинтересовались политической жизнью области. Они ездили на встречу с губернатором Калужской области В. Сударенковым и председателем Законодательного собрания В. Колесниковым.
Перспективным оказалось участие в проекте “Гражданин”, где школьники смогли не только высветить конкретную проблему города, района, разобраться в причинах ее возникновения, предложить пути ее решения, но и попробовать решить эту проблему своими силами. Например, понравилась деловая игра “Голосуем вместе” по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Большую помощь в проведении ее оказали Калужская областная избирательная комиссия, Дзержинская окружная избирательная комиссия и фонд “Символ”.
Исходя из нашего опыта, предлагаем поэтапное внедрение гражданского образования в образовательных учреждениях:
Обозначение проблемы гражданского образования на августовских совещаниях учителей.
Создание временного творческого коллектива, в состав которого ввести заведующего отделом образования (или его заместителя или специалиста), методиста, психолога, двух предметников, заместителя директора по воспитательной работе.
Выдвижение “пилотной” школы.
Проведение серии районных семинаров на базе “пилотной” школы для руководителей (директоров, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе) и учителей-предметников.
Выпуск информационных материалов с обобщением опыта.
Мониторинг по выявлению заинтересованных учителей-предметников, руководителей по внедрению в своих ОУ системы гражданского образования, а также готовых школьных команд и оказанию им помощи.
Выход на общественность: обобщение полученных результатов, создание школьного, районного самоуправления, проведение встреч, экскурсий, деловых игр с участием ответственных работников, освещение в прессе и др.
Ольга БОРИСОВА
Калуга
Комментарии