search
main
0

Плюс – не минус Еще раз о рейтинговой системе учета знаний

В 44-м номере “Учительской газеты” министр образования Российской Федерации В. Филиппов затронул вопрос о необходимости разработки новой системы оценки знаний школьников. Проблема, на наш взгляд, действительно актуальна. Шкала школьных оценок не только неадекватна уровню знаний учащихся, но и не отражает динамики изменения этого уровня.

Существующая пятибалльная система оценок фактически свелась к четырехбалльной (одна отрицательная и три положительные оценки). Непомерно большой интервал отводится тройке, и очень малый – пятерке. Текущая и, возможно, случайная двойка убивает желание учиться, так как за четверть получить “отлично” уже невозможно. Ученик решил заниматься, но его работу нельзя оценить более высоким баллом, и опять – ненавистная тройка. Список недостатков системы можно продолжить.
Учителя в оценке знаний учеников давно прибегают к добавлению к существующим оценкам плюсов и минусов, а также других условных символов для уточнения результата. Достаточно широкие интервалы тройки и четверки не позволяют родителям и детям видеть тенденции в успеваемости, продвижении в изучении программного материала.
В нашем общеобразовательном учреждении шестой год ведется работа над новой системой оценки знаний учащихся (мы ее назвали рейтинговой). Текущие результаты работы школьников оцениваются по десятибалльной шкале, а итоги четверти, полугодия, учебного года или всего курса обучения с помощью компьютерной программы – по стобалльной. Десятибалльная шкала связана с традиционной следующим образом (табл. 1).
Она имеет очевидные преимущества.
Большая вариативность, а значит, и большая объективность в оценке знаний.
Делит учеников на более мелкие группы по успеваемости.
В ней всего лишь одна отрицательная оценка – 1 балл, а все остальные равномерно распределены на 9 категорий.
Изменение оценки у ребенка с 7 до 6 – уже определенный сигнал родителям и самому ученику.
Переход на эту шкалу практически не требует переподготовки учителей. Мы закрепили то, что педагоги уже используют в своей работе. Введение принципиально иной системы оценок потребует переучивания огромной армии учителей.
Следующий этап и есть рейтинг, который проходит практически без участия педагогов. За него работает математическая модель и компьютерная программа. Что мы понимаем под рейтингом? Рейтинг – сравнительная (числовая или порядковая) характеристика, отражающая вес (профессионализм, уровень знаний и т.д.) данного человека (или группы) в коллективе, обществе по данному виду деятельности. Успеваемость – качественная характеристика, отражающая степень соответствия знаний, умений и навыков учащихся учебной программе (стандартам). Учитель отражает эту степень в виде количественной оценки. Рейтинг должен отражать место каждого ученика в лицее, то есть быть объективной оценкой в рамках учебного заведения.
Почему мы делаем этот шаг?
Ученики получают оценки за различные виды работ. Это и устные ответы, письменные домашние работы, тесты, зачеты, контрольные работы, экзамены и т.п. Согласитесь, что трудозатраты ученика в этих видах деятельности различны, например, 7 баллов за устный ответ по материалу предыдущего урока и семерка за зачет по объемной теме имеют различный вес.
Четверка, полученная на уроке физики в гуманитарном классе, и четверка в физико-математическом классе по тому же предмету неравнозначны. Мы выделили три уровня глубины (качества) знаний: репродуктивный, конструктивный и творческий.
Существующее разнообразие образовательных учреждений, многообразие учебных планов, программ и учебников, используемых в них, приводят к большому различию в требованиях к оценке знаний учащихся.
Дети склонны к изучению отдельных школьных дисциплин. Они участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и т.п., требующих громадных усилий, которые при традиционной системе оценок не учитываются.
В нашем лицее разработана математическая модель рейтинговой системы учета знаний детей, в которой мы постарались учесть вышеуказанные несоответствия, а также премиальные баллы за творческие и прочие турниры. Математическая модель легла в основу компьютерной программы.
Все виды работ детей разбиты на 4 категории (можно на большее). Каждой категории присваивается коэффициент важности, сложности работы, выполненной школьником. Учитель выставляет оценку в соответствующие графы электронного журнала. Необходимо провести более расширенный эксперимент по отработке коэффициентов. Нужно поставить условие программе, чтобы по каждому предмету было как минимум 4-6 оценок по разным видам работ ученика.
Работа по рейтингу может быть проведена и без электронного журнала у каждого учителя. По результатам четверти педагоги лицея заносят все отметки в специальные листы, а оператор с них вводит данные в компьютер. В настоящее время в лицее ведется работа по созданию локальной сети, объединяющей компьютеры на рабочих местах учителей. Результат ученика за четверть (или любой другой временной отрезок) представляет собой относительную величину (в %) по 100-балльной шкале.
Что дает рейтинговая система:
– более объективную оценку знаний учащихся (100-балльная шкала);
– учитываются трудозатраты детей;
– компьютерная обработка позволяет сравнивать успехи учащихся по отдельным предметам, проводить коррекционную работу;
– каждый ученик школы знает свой рейтинг (место с 1 по 1000) по всем предметам или по конкретной дисциплине;
– при рейтинговой системе можно говорить об отсутствии неуспевающих (нет двоечников). Итоговый рейтинг характеризует качество работы школьника на определенном временном отрезке обучения (четверть, полугодие, год или весь период обучения).
Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает школьникам, родителям, педагогам и администрации школы динамику успехов и неудач в процессе обучения.

Андрей ПАВЛОВ,
преподаватель математики, кандидат педагогических наук
Лобня, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте