Первый материал Натальи Евгеньевны Жариковой и Андрея Евгеньевича Тарчевского с подробным рассказом, как собрать группу школьников в турпоход и что такое «предпоходная подготовка», был опубликован в нашем журнале больше года назад (№1, 2003 г.). С тех пор в рубрике «УГ-сценарий» появились целая серия статей о том, как без хлопот путешествовать по городам и весям России. В этом номере мы возвращаемся к полезным «походным» советам. Это публикация, обобщающая восьмилетний опыт работы, отвечает на самые насущные вопросы организатора туристской работы со школьниками: как наладить нормальную жизнедеятельность туристской группы, с какими затруднениями сталкивается руководитель и как с ними справляться.
На основе меню и знания точного количества участников составляется полный список продуктов с указанием их количества. группируются по месту их приобретения, например, все овощи, крупы, хлебопродукты, консервы и т.д. Затем эти продукты равномерно по весу и трудности их покупки расписываются на отдельные листочки, которые завхоз раздает участникам похода. Как правило, те же ребята несут приобретенные продукты. При необходимости перераспределить вес более равномерно (у кого-то может быть больше общественных вещей) продукты могут быть переданы другим ребятам.Туристская поговорка « бывает двух видов: мокрая или сгоревшая» верна. Часто дети пытаются высушить мокрую обувь у костра, а это почти невозможно. Кожа от нагревания портится, становится грубой, подошвы плавятся. Конечно, каждый вправе сжечь свою обувь, но будет правильно заранее предупредить ребят об этом.
Детская туристская группа
В отличие от взрослых и «бывалых» туристов, многие дети не имеют ни опыта, ни знаний, нужных участнику похода. Чтобы не было разногласий, надо на первом же собрании четко сформулировать основные принципы и достичь соглашения с ребятами. Например, так: «Мы собираемся в турпоход. На маршруте придется идти пешком с рюкзаками. После этого каждому из нас придется принять участие в заготовке дров, и вы будете сами ставить себе палатки. Не умеете? Хорошо, завтра тренировка…» И так далее. Предупредите детей, что в походе каждый делает что-то для всех, независимо от собственного опыта и желания. При этом любую походную работу надо делать качественно, так как от этого зависит жизнеобеспечение всей группы (например, если дежурные ушли купаться, а каша безнадежно пригорела, то вся группа может остаться голодной!).
Сбор информации для дальней туристско-экскурсионной поездки
На каникулах мы организуем многодневные поездки по интересным местам, в том числе и зимой, когда нельзя жить в палатках.
Конечно, можно обратиться к профессионалам из турбюро, но это будет путешествие «другого жанра», с гостиницами, кафе и стандартным набором «туристского сервиса» – далекое от приключенческого туризма и принципа самостоятельности в путешествии. Кроме того, они не знают, что интересно поставить палатки неподалеку от старинного города, готовить самим на костре или даже спать на полу в своих спальниках в каком-нибудь местном Доме пионеров. И, разумеется, услуги турагентов стоят вдвое – втрое дороже.
Чтобы подготовить поездку самостоятельно, нужно сначала понять, куда и зачем ехать, а также что делать на каждом этапе путешествия, найти и сформулировать красивую, логичную, увлекательную идею (см. журнал «Учитель года», №№3, 7, 9 за 2003 г.)
Теперь можно определиться со сроками и стоимостью поездки и начать созывать народ. А тем временем собирать информацию – на чем приехать и уехать, чем заниматься каждый день поездки, как перемещаться от одного пункта к другому, где ночевать, работают ли нужные музеи или организации в соответствующие дни. Источники информации – карта (атлас) области, путеводители, интернет и особенно люди, побывавшие там. Именно они расскажут то, о чем не написано ни в одной книге, например, порекомендуют увлеченного экскурсовода, подскажут координаты замечательных и гостеприимных людей, которые помогут организовать недорогой ночлег и экскурсионную программу. Наконец надо звонить (писать) тем людям, с которыми вы будете связаны на маршруте, – договариваться о ночевках, экскурсиях, занятиях.
Дежурства в походе
В походе ребята сами готовят пищу. Дежурные назначаются для «разового» приготовления еды, список составляется заранее. В дежурную бригаду входят 2 – 4 человека. Один, наиболее опытный, который реально способен организовать работу дежурной группы или, в крайнем случае, сделать все сам, назначается ответственным. Если возникает проблема, руководитель похода требует ее решения от ответственного.
Обязанности дежурных по очереди выполняют, как правило, все участники похода, кроме завхоза и руководителей. Руководители помогают дежурным и обучают их. Иногда надо объяснить, как готовить то или иное блюдо, показать приемы работы. Но пусть ребята делают сами все, что могут делать.
При подборе дежурных групп учитывается не только желание детей, но и то, что каждая бригада должна быть работоспособной. Мы стараемся сделать так, чтобы дежурили вместе мальчики и девочки, а также опытные туристы и новички. Но уж если «Вася не хочет дежурить с Петей», то включать их в состав одной группы не надо!
Обязанности дежурных:
– развести костер и поддерживать его, всегда имея достаточный запас сухих дров;
– принести воду;
– получить у завхоза все положенные по меню продукты;
– нарезать хлеб, сыр и т.д.;
– поддерживать порядок на столе;
– приготовить положенные блюда;
– разложить еду в подставленные участниками похода миски;
– проследить, чтобы еда досталась каждому поровну, при необходимости поделить «вкусности» на равные кусочки по числу участников;
– вовремя подогреть воду для мытья посуды, сделать ее доступной для всех к тому моменту, когда она потребуется;
– чисто вымыть котлы и половники;
– убрать со «стола», навести порядок у костра;
– вечером надежно спрятать продукты, сохранив их от дождя и животных;
– убрать топоры, пилы, котлы, костровое снаряжение;
– подготовить и сохранить дрова сухими на утро;
– знать, где находятся костровые рукавицы, половники, ножи, мочалки для котлов и т.д.;
– передать дела следующей группе дежурных, показать, что где лежит;
– покидая место стоянки, убрать и сжечь или собрать в пакеты весь мусор у костра и «стола»;
– залить костер;
– при ночевке в помещении убрать места, где мыли посуду, справиться, если необходимо, со «стихийными бедствиями» – засором раковины, пролитой на пол водой и т.п.;
– дежурные делают в первую очередь дела, связанные с дежурством, а во вторую – свои личные. Например, если необходимо принести воду, а дежурный не успел поесть, он должен сходить за водой, а поесть после.
Питание в походе
Продукты
Перед походом составляется меню на каждую еду и список необходимых продуктов. При этом за основу берутся ориентировочные нормы на одного человека (рассчитанные на один прием пищи).
Например, каши:
рис, гречка, пшено – 75 г. (75 грамм – это неполная миска каши. В автономных и тяжелых походах круп надо побольше, из 100 г. получается полная миска каши -0,7 литра);
манка – 45 г;
геркулес – 55 г;
вермишель – 90 г;
масло сливочное – 100 г на 10-20 чел.;
тушенка (не обязательно) – 1 банка 330 г. на 5-10 чел., или масло
Сладости:
сахар – 15 г;
печенье сдобное/пряники – 60-110 г
или пахлава/конфеты – 30-40 г.
Если поход простой и нет перегрузки по весу, берем капусту для салатов, огурцы, помидоры (нести очень осторожно, в котле), сладкие перцы и т.п. Для супов обычно берем немного картофеля, морковку, бульонные куриные кубики, рис или вермишель. Зимой неплохо получается суп с пельменями. Хорошо идет майонез в пластиковых пакетах. В простые поездки иногда берем картофель (норма 300-400 г. на человека, помыть дома).
На основе меню и знания точного количества участников составляется полный список продуктов с указанием их количества. Продукты группируются по месту их приобретения, например, все овощи, крупы, хлебопродукты, консервы и т.д. Затем эти продукты равномерно по весу и трудности их покупки расписываются на отдельные листочки, которые завхоз раздает участникам похода. Как правило, те же ребята несут приобретенные продукты. При необходимости перераспределить вес более равномерно (у кого-то может быть больше общественных вещей) продукты могут быть переданы другим ребятам.
Ребята, приобретающие продукты, должны позаботиться об их правильной упаковке, обеспечивающей сохранность и защиту от влаги и дождя. Также надо предупредить детей, что на рюкзаках с хлебом, печеньем и другими продуктами нельзя сидеть!
Завхоз по питанию
Безусловно, очень важную работу в походе делает завхоз. Он назначается из числа опытных участников и начинает работать еще во время организации похода. Если группа большая, в помощь завхозу можно назначить помощника (одновременно он проходит стажировку «на завхоза»).
Обязанности завхоза по питанию:
– помогать руководителю составлять меню;
– на основе меню составить список приобретаемых продуктов;
– равномерно распределить продукты для покупки между участниками похода ;
– аккуратно отмечать в списке, кому что поручено купить и сколько денег выдано (учитывать при этом, справится ли данный участник с покупкой таких продуктов);
– знать, кто какие продукты несет в рюкзаке;
– знать, кто когда дежурит;
– знать меню и сообщать дежурным, у кого какие продукты надо взять и в каком количестве;
– «утренним» дежурным выдать нужные продукты вечером;
– оказывать консультационную помощь дежурным во время приготовления еды;
– быть готовым всегда дать справку по графику дежурств, по меню и продуктам;
– знать, что именно надо докупать в магазинах во время похода.
Работа завхоза требует постоянного внимания, поэтому он освобождается от дежурств. Должность эта почетна и ответственна.
Совет руководителю: со всеми вопросами по питанию отправляйте детей к завхозу. Не берите его работу на себя!
Распределение по палаткам
Перед походом мы распределяем ребят по палаткам. Естественно, при этом, как и при организации дежурств, учитываются их пожелания. Неплохо, если среди живущих в палатке будут те, кто умеет ее ставить. Если нет, не беда, ведь этому нетрудно научиться! К концу многодневного похода почти каждый его участник становится специалистом по установке палатки и впоследствии может помогать новичкам.
Количество человек в палатке должно соответствовать ее вместимости, но может быть на одного человека больше. Например, в двухместной палатке без труда разместятся 3 ребенка, в трехместной – 4, в четырехместной – 5.)
Желательно, чтобы кто-то из «живущих» в данной палатке нес ее в своем рюкзаке и отвечал за ее комплектность. Но палатки, в которых живут девочки, обычно несут мальчишки, и они же помогают в установке.
Иногда уже после расселения дети хотят с кем-то поменяться. Если это конструктивно, можно разрешить. Но позволять всемером селиться в двухместную палатку не следует!
Организация лагеря
Выбор места стоянки
Существует несколько условий при выборе места стоянки. Это наличие старого кострища, сухих дров, источника воды (родник, ручей или озеро), достаточно просторная для расположения палаток ровная поляна. Кроме того, лучше встать подальше от местных жителей, проследить, чтобы летом стоянка продувалась (тогда будет меньше комаров), осенью была защищена от ветра. Хорошо, если есть возможность натянуть тент от дождя. Немаловажные факторы – красивый вид и отсутствие мусора.
Работы по установке лагеря
Придя на место, «экипажи» палаток разделяются на устанавливающих их и заготавливающих дрова. Одновременно дежурные начинают приготовление обеда или ужина. Важно, чтобы каждый участник похода четко знал, что ему надо делать, и чтобы не было праздно шатающихся по поляне или стоящих у костра в молчаливом ожидании, что палатки поставятся сами, а еду приготовят учителя. Обычно об обязанностях каждого мы рассказываем еще на организационном собрании в школе и напоминаем об этом по дороге, например, в электричке или автобусе.
Уходим с поляны
Надо заранее объявить детям время выхода, сказать, что в первую очередь нужно освободить от вещей палатки и о том, что сначала делаются общественные дела, затем личные. Например, перед тем как собирать свои рюкзаки, дежурным надо закончить дежурство, вымыть котлы, половники, а жившим в палатке по возможности высушить ее, аккуратно собрать, проверить наличие всех колышков, передать тому, кто ее несет.
Когда все соберутся, потребуется время, чтобы посмотреть, не осталось ли что-то на поляне, убрать весь мусор, раздать нести мусорные пакеты. Также вы можете вдруг обнаружить, что один ребенок поленился обуться и собрался идти по лесу в шлепанцах, а другой пихает в рюкзак несвернутый спальник, который упорно не помещается туда, у третьего оторвалась лямка рюкзака и т.п.
Безопасность в походе
Существует несколько опасных ситуаций, о которых необходимо вовремя предупредить детей. К ним относятся:
– неосторожное обращение с топорами, ножами и пилами;
– падение деревьев при заготовке дров;
– падение сломанных и подгнивших деревьев в районе лагеря;
– хождение босиком и подвижные игры вблизи костра;
– возможность пролить кипяток или наступить в котел;
– питье некипяченой воды;
– поедание ядовитых растений и грибов;
– взаимоотношения с неизвестными пресмыкающимися, особенно змеями;
– укусы клещей (чтобы избежать их, нужно обязательно иметь на голове косынку или шапку, брюки должны быть заправлены в ботинки, рубашка – в брюки, а перед сном полезно осмотреть свое тело и тело соседа по палатке на предмет обнаружения клещей);
– хронические заболевания и аллергии. Перед походом необходимо узнать о непереносимости медикаментов, проблемах, связанных со здоровьем, и о том, как с ними обычно справляются;
– опасности по дороге в поход. Надо заранее предупредить детей об организованном переходе автомобильных дорог и выполнении всех известных нам, взрослым, разумных правил. Если группа едет в поезде дальнего следования, узнайте, кто из детей может упасть с верхней полки или просто боится спать там. Если не удается разместить их на нижних местах, то можно взять у проводника страховочные ремни. Новичкам необходимо объяснить, что можно делать во время стоянки поезда, а чего нельзя. Во время поездки в поезде дети иногда оставляют на полках фотоаппараты, кошельки и другие ценные вещи. Предупредите, что вещи могут украсть;
– взаимоотношения с местными. Некоторые юные создания женского пола не прочь пойти «потрепаться» с компанией подвыпивших деревенских парней и склонны делать это каждый раз, когда такая компания встречается. Поэтому надо объяснить им, к чему это может привести, и быть бдительным, чтобы этого не допустить;
– использование кипятильников. Кипятильники и электроприборы в турпоездке должен контролировать взрослый.
Маленькие хитрости
Обувь у костра
Туристская поговорка «Обувь у костра бывает двух видов: мокрая или сгоревшая» верна. Часто дети пытаются высушить мокрую обувь у костра, а это почти невозможно. Кожа от нагревания портится, становится грубой, подошвы плавятся. Конечно, каждый вправе сжечь свою обувь, но будет правильно заранее предупредить ребят об этом.
Радостные детские крики всю ночь…
Дети – странные существа! Никак не поймут, что все то, что говорится внутри палатки, так же хорошо слышно снаружи, и радостный визг на всю поляну в три часа ночи – явление, к сожалению, вполне обычное для группы новичков. За годы походов с детьми мы поняли, что невозможно заставить всех детей спать всю ночь силовыми методами, просто в силу их возрастных особенностей и необычной обстановки ночного леса. Бесполезно выскакивать всю ночь из своей палатки и бегать по лагерю, ругая тех, кто не спит. Гораздо целесообразней постараться, чтобы «буйные» по возможности дали спать «спокойным» и чтобы из-за полуночников не пострадала дневная программа. А для этого советуем объяснить детям следующее:
– что палатки тех, кто склонен поговорить и ночью, должны стоять подальше от других палаток и особенно от палатки руководителей;
– что нельзя до объявленного времени подъема подходить к палатке руководителей (кроме экстренных случаев), иначе дети придут к вам поболтать среди ночи;
– что нельзя готовить завтрак раньше объявленного заранее времени;
– что нельзя сидеть ночью у костра и разводить его (костер на ночь заливается. В противном случае может возникнуть большая всеобщая «тусовка»);
– что подъем и участие во всех дневных занятиях строго обязательны для всех вне зависимости от того, спал ли человек ночью или нет;
– что время от отбоя до подъема объявляется «тихим» и никто не имеет права мешать другим спать.
В разумное время объявляется отбой. Мы добиваемся, чтобы все дети лежали в палатках, на них была надета теплая одежда, чтобы спальные мешки были разложены, обувь и вещи убраны с улицы, а под всеми лежащими были теплоизолирующие коврики. Новички вполне способны лечь ночью прямо на землю, поленившись достать коврик из рюкзака. После этого в течение некоторого времени руководители «патрулируют» лагерь, не допуская громких разговоров. За это время дети, которые настроены спать, обычно засыпают. А остальные спать все равно не будут, так что оставьте их в покое, лучше выспитесь сами!
Практика показывает, что в случае многодневного похода желающих пободрствовать ночью с каждым походным днем становится все меньше.
«Справочное бюро»
В одном из последних походов у нас появилась эта интересная «должность». Некоторые дети, особенно младшие, очень любят задавать руководителям кучу вопросов типа: «А куда мы идем?», «А когда мы придем?», «А когда привал?», «А где мы сейчас?». Эти вопросы они повторяют в разных вариациях каждые пять минут. Таких детей может быть несколько. И чтобы руководителю не пришлось пятьдесят раз отвечать на один и тот же вопрос, мы попросили старшего мальчика поработать информатором, конечно, заранее сообщив ему все справочные данные по маршруту. «Почемучек» отправляли в «справочное бюро», и все были довольны.
Живые деревья и дрова
Забавно, но многие дети не умеют отличать живые деревья от сухих, особенно осенью, когда нет листьев. Надо в самом начале похода провести с ними небольшую прогулку по лесу и все показать, пока они не срубили что-нибудь не то. Также полезно объяснить, что годится на дрова, а что нет.
Ночевка у костра
Иногда дети просят разрешить им спать у костра. Там ведь так тепло, уютно. Но делать этого нельзя!
Однажды мы разрешили спать у костра достаточно взрослым мальчикам. Ночью мы обнаружили их сонных, сильно замерзших, лежащих и сидящих около угасающего костра. Один из ковриков попал краем в огонь и плавился, но никто не обратил на это внимания. Мы поняли, что дети не могут контролировать ночную ситуацию у костра.
Сотовые телефоны в походе
Взрослым иметь в походе такое средство связи, несомненно, полезно (можно сообщить родителям о возможной задержке, при необходимости вызвать помощь). Но детям вредно иметь телефон, который позволяет позвонить маме и пожаловаться на дождик, злых комаров… Мама разнервничается или пожалеет ребенка по телефону. А у ребенка пропадет «боевой дух», и поход покажется в сто раз труднее.
Спиртные напитки и курение
Некоторые старшеклассники считают, что поход – прекрасная возможность спрятаться от взрослых и предаться некоторым запрещенным «удовольствиям». До похода мы обсуждаем недопустимость этих явлений со всеми новичками. Заключаем с ними соглашение: если правило не выполняется, человек не может быть участником наших походов. Было всего 2-3 случая, когда ребята перестали ходить с нами, еще несколько человек нарушили соглашение, но после небольшой воспитательной работы стали полноправными членами группы.
Что бывает за нарушение правил в походе?
Руководитель беседует с нарушителем. Участник похода должен понять, что он сделал и что в этом плохого. Затем вырабатывается совместное решение по улаживанию возникшей проблемы. Иногда улаживание включает выполнение внеочередных полезных работ на благо группы. В некоторых случаях предлагается отчистить добела закопченный снаружи котел. Важно, чтобы ребенок сам согласился со способом наказания и осознал: конфликт исчерпан!
«Важные» бумаги
В дальнюю поездку стоит взять с собой несколько экземпляров письма с печатью на официальном бланке с просьбой оказать содействие в проведении туристско-экскурсионной поездки (необходимо указать цели и сроки поездки, маршрут, поименный состав группы). Такое письмо может потребоваться для приобретения льготных билетов на транспорт, при заказе автобуса в автохозяйстве или для того, чтобы вас пустили на ночлег в школу, директор которой любит важные бумаги.
Электроприборы в турпоездке
Для дальних поездок с ночевками под крышей хорошо приобрести маленькую электроплитку и пару-тройку полуторакиловаттных кипятильников. Кипятильник позволяет приготовить не только чай, но и суп, пельмени, сосиски, овощи – блюда, где воды больше, чем всего остального, и где продукт не прилипает к кипятильникам. Процесс приготовления еды на плитке значительно ускорится, если в кастрюлю опустить кипятильник и убрать его после закипания воды. Без кипятильника вода в семилитровой кастрюле закипит через час, а с дополнительным кипятильником – через 20 минут! Но помните, что одна розетка с нормальной проводкой обычно хорошо выдерживает нагрузку 3 кВт (два кипятильника одновременно).
Также потребуется удлинитель, причем не десяти-, а шестнадцатиамперный, например, «пилот» для компьютеров. Только учтите, что у него «евро»-вилка, а она входит не во все розетки. Переходник же с обычной на «евро»-вилку, продающийся в магазинах, горит от включения двух кипятильников. Поэтому можно поставить на шестнадцатиамперный удлинитель «не евро»-вилку или же опилить штырьки «евро»-вилки до нужного диаметра.
Будьте осторожны! Десятиамперные удлинители перегреваются и плавятся от двух кипятильников, а это может привести к короткому замыканию и пожару. Совсем слабыми удлинителями вообще нельзя пользоваться! Но два кипятильника (или кипятильник вместе с плиткой) ускоряют закипание семилитровой кастрюли с 50 до 20 минут!
Руководитель должен проконтролировать, как поставлены плитка и кипятильники, и, если будет готовиться завтрак, подготовить все вечером, чтобы утренний дежурный просто вставил вилку в розетку.
Все дежурные должны быть проинструктированы о мерах безопасности и о том, что включенный кипятильник нельзя вынимать из воды, равно как и опускать провод в воду.
Послепоходный сбор
После похода надо сразу собрать снаряжение. Мы несколько раз разрешали детям принести снаряжение через 2-3 дня после похода и всегда жалели об этом, потому что дети забывают вещи, приходят в разное время, их надо искать по школе и т.д.
Снаряжение принимается только в правильно упакованном, свернутом виде, отмечается по списку и кладется на место. Палатки, если они мокрые, сушатся прямо в школе.
После дальних многодневных походов мы проводим анкетирование ребят, чтобы понять, что им понравилось, а что нет. На этом собрании мы также показываем походные фотографии и принимаем заказы на них.
Андрей ТАРЧЕВСКИЙ, учитель физики, инструктор по туризму, tarchev@zhuknet.comcor.ru, Наталия ЖАРИКОВА, учитель биологии, заместитель директора лицея № 14 г. Жуковского Московской области, тел. 556-02-27
Комментарии