Мое кино
Вперед – к классике, или Еще раз о телесериалах
О телесериалах сейчас пишут много. Однако ни разу мне не попадалась публикация, где бы автор попытался профессионально подойти к проблеме “мыльных опер”.
Психологи давно уже выяснили, что телесериалы помогают структурировать время и заполняют эмоциональный вакуум, в чем есть и положительные, и отрицательные стороны.
Однако с точки зрения истории культуры о сериалах никто всерьез не думает. А между тем здесь есть о чем поразмышлять и с чем сравнить.
Дело в том, что законы “мыльного” жанра определились задолго до появления телевизора. И задолго до кино вообще. Это случилось настолько давно, что законы эти успели прочно забыть. Однако только те сериалы, которые, осознанно или нет, строятся в соответствии с ними, могут рассчитывать на зрительский успех.
Пора приоткрыть карты и назвать первоисточник. Я говорю сейчас об античном романе. Да-да! Но только не о вершинах этого жанра, таких, как “Золотой осел” Апулея или “Дафнис и Хлоя” Лонга. Эти произведения создавались вопреки стереотипу или открыто пародируя его. Но огромное число романов было неизмеримо ниже по художественному уровню, чем вышеупомянутые. Это и была самая настоящая “бульварная” литература, рассчитанная на непритязательного и ищущего в ней только развлечения читателя, – продукт перепроизводства литературы – детище первых веков новой эры – закатной поры античной цивилизации. Все эти “Левкиппа и Клитофонт”, “Повесть о Габрокоме и Антии”, “Повесть о любви Херея и Каллирои” – не что иное, как отдаленные предки сегодняшних тропиканок, изаур и многих-многих других.
Расхожей схемой посредственного античного романа был сюжет о роковой разлуке влюбленных. Они теряли друг друга во время кораблекрушений, попадали в плен к разбойникам, принуждались к браку с нелюбимыми, умирали и воскресали. Кульминацией действия была мнимая смерть одного из любящих. То глубокий обморок, то странная болезнь, то снотворное, принятое вместо яда, то просто загадочное исчезновение без следа, сродни смерти, держали в напряжении простодушного и недалекого читателя. Через несколько страниц, однако, следовало счастливое “возрождение” и в финале – неизбежный “хэппи-энд”.
Если взглянуть под этим углом зрения на современные многосерийные телефильмы, мы увидим то же самое. Взять хоть такого монстра, как “Санту-Барбару”. Это поистине гигант телебизнеса, настоящий синдикат сюжетов. И очень часто способом начать очередной сюжет является верное, испытанное средство: похищение, исчезновение, ложное известие о смерти одного из персонажей, а затем внезапное его появление. Кстати, эти нехитрые уловки позволяют актерам исчезать из работы по самым разнообразным причинам, начиная от роли в другом фильме и кончая рождением ребенка. Так что все оказываются довольны: и зрители, и продюсеры, и исполнители ролей.
Не могу, говоря о телесериалах, не упомянуть о замечательных и по материалу, и по исполнению “Петербургских тайнах”, которые недавно транслировались по Российскому каналу. В публикациях, посвященных “Зимней вишне” в 8-м номере “УГ”, неоднократно звучала мысль о том, что у нас нет сериала, могущего составить конкуренцию западной продукции, которой забиты буквально все каналы ТВ. Но ведь это не так. “Петербургские тайны” отвечают всем законам “обсуждаемого” жанра. Актерский ансамбль великолепен. Впрочем, может быть, этот фильм слишком хорош для массового зрителя, потому и не был должным образом оценен.
В основе фильма – роман В.Крестовского “Петербургские трущобы”. Это произведение – шедевр эпигонской литературы. А эпигонскую литературу надобно изучать как реакцию на живой литературный процесс. Я бы домашние задания давала десятиклассникам по поводу этого фильма. Это же букет характеров, ситуаций, откровенно “достоевских”. Кстати, Всеволод Крестовский в начале своей писательской карьеры был знаком с братьями Достоевскими. Именно в этот период он и написал свой роман, принесший ему славу и совершенно заинтриговавший общество. Этот великосветский цинизм, который так ненавидел Федор Михайлович, эта униженная гордость, эта евангельская чистота. А чего стоит раскаяние Морденки! Его “уведомление” господину следственному приставу, начинающееся словами: “Господь вразумил меня…” Да, пожалуй, к такому мы еще не готовы. Вот мексиканские страсти – дело другое. Понятно.
Ужас весь в том, что дети приходят на урок литературы, напичканные “мылом” всякого рода так, что для Достоевского места уже не остается. Но если накануне перед уроком по Достоевскому они посмотрели “Петербургские тайны”, с ними можно говорить о многом. И о чести, и о совести, и о раскаянии, и о любви, и о благородстве. Между прочим, положительными героями, на которых воспитывать можно, русская литература, проблемная и переполненная социальной болью, не так уж и богата. А вот Сергей Антонович Ковров, прекрасно сыгранный Николаем Караченцовым, – тот самый герой, который может оставить след в детской душе на всю жизнь. Я по своей дочке сужу. Ей 7 лет. И я вижу, как естественное желание правды и справедливости, так часто попираемое в жизни, удовлетворяется при встрече с этим персонажем. Помните эпиграф к “Железной дороге” Некрасова? Вечная проблема: надо ли омрачать душу ребенка мерзостями жизни? Я думаю, что отрицательный ответ на этот вопрос возможен только в том случае, если неправде жизни не противостоит, побеждая ее, добро.
Мне хочется поблагодарить авторов “Петербургских тайн” и еще раз подчеркнуть: у нас есть что противопоставить и “Династии” и “Санте-Барбаре”. Классику, конечно, на “мыло” не перегонишь, но ведь существует множество произведений т.н. второго и третьего ряда, давно забытых и никогда не бывших в числе программных. Их можно воскресить, и они послужат хорошей основой для будущих русских сериалов. От массовой культуры и спроса, ею порожденного, уже никуда не деться, и надо учиться работать в условиях конкуренции и по мере возможности формировать этот спрос и постепенно поднимать его уровень. Мы оказались очень далеко отброшенными и по уровню восприятия, и по системе ценностей от классики. Что ж, нам предстоит долгий путь к ней.
Елена КОРКИНА,
учитель литературы
Хроника
В конце сентября начинает свой новый сезон Московский государственный оркестр под руководством заслуженного артиста России Дмитрия Орлова. Этот коллектив впервые в нашей стране посвятил свою концертную деятельность музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В различных районах столицы оркестр организует в течение учебного года семь абонементных циклов для младших школьников и один – для молодежи и студентов. В концертах оркестра принимают участие ведущие солисты музыкальных театров, Московской государственной филармонии и, что особенно важно, юные талантливые исполнители. В творческом багаже оркестра, созданного в 1989 году, – программы “Сказки в музыке”, “Священной природы дивные звуки”, “Виват танцам!”, “По странам и континентам”, “С любовью к России”, “А.С.Пушкину посвящается…”, “П.И.Чайковский”, “Н.А.Римский-Корсаков”, “С.В.Рахманинов”, “Шедевры музыки наших современников” и ряд других. Оркестр проводит записи концертных программ на пластинки и компакт-диски совместно с фирмами “Мелодия” и “Русский диск”. Телезрители Москвы и России могут познакомиться с творческой деятельностью оркестра в программах “Добрый вечер, Москва!”, “Утро”, “Музыка в эфире”. С момента основания оркестра его ведущей является музыковед Наталья Панасюк.
В картинной галерее Вологды открыта выставка работ местных художников, посвященная 850-летию города. Кстати, в городе на небольшие средства, выделенные из местного бюджета, идут активные приготовления к этой знаменательной дате. В частности, в самом разгаре реставрационные работы в Софийском соборе Вологодского кремля, в том самом храме, который, по преданию, посетил Иван Грозный по завершении его строительства с намерением перенести столицу Русского государства в этот город. Но, как рассказывает летописец, кусок красной плинфы упал на голову царя, и тогда разгневанный государь быстро покинул Вологду, так и не осуществив намеченной цели.
В субботу 21 сентября исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося киноактера и блестящего эстрадного певца Марка Бернеса. Этому событию был посвящен вечер памяти артиста, который недавно состоялся в Государственном Театре эстрады. Вообще сентябрь – месяц юбилеев: 100-летие замечательного актера Московского Художественного театра В.Л.Ершова, а еще дни рождения неподражаемой балерины О.В.Лепешинской, драматической актрисы А.С.Демидовой, хореографа М.Л.Лавровского, драматурга А.П.Штейна, автора таких произведений, как “Гостиница “Астория”, “Флаг адмирала”, “Океан”, и других.
Валерий ЕРМОЛОВ
Ну и времена, повеселиться толком не умеют…
Ну и времена, повеселиться толком не умеют…Ну и времена, повеселиться толком не умеют…
Золотой абажур
В газете у Ольги бигильдинской наметилась своя собственная тема – социальная защита детей и подростков. Она захватила Олю настолько, что продиктовала ей и выбор, “куда пойти учиться”. Оля – студентка Московского государственного социального университета.
Когда-то вела передачу “Таланты и поклонники” на телевидении. Рассказывая об “искре божьей” у других, она бережно хранила маленький огонек и в своем сердце.
***
Открою двери, закрою двери
– Холод живет в тепле.
Я очень верю и больше не верю
Всем на этой земле.
Я побегу и встану на месте,
Начну и закончу болеть.
Я снова одна или с кем-то
вместе
Одна на этой земле.
30.01.94
***
Мне не нужно сбивчивых фраз,
Не за них я тебя обниму.
Мне лишь нужно
тепло твоих глаз –
Я пойму.
Если я поверю тебе,
То у всех тебя отниму.
Не сули только звезд с небес –
Я пойму.
30.01.94
***
Синее с серыми глазами небо
Уже не отвечает
на мои вопросы.
Не замечая летящего снега,
Все очень холодно,
все очень просто.
30.01.94
***
Мне непонятно: скупо и никак.
Сижу
и ни о чем сгребаю мысли.
А думы неразборчиво повисли
Hа страждущих убить меня
глазах.
Встаю и зонт беру чернее тьмы.
Иду за должным,
позабыв минуты.
Я порвала невидимые путы,
Мне не дававшие
понять весны.
18.01.93
***
Опять надежда скошена.
Я брошена. Я брошена.
И снова все нескладное,
Больное, безотрадное.
Ругаюсь со вчерашнею
Надеждою неставшею.
Сегодня – вовсе скошена.
Я брошена. Я брошена.
Повернутыми спинами
Я кинута. Я кинута.
Молчаньем запорошена,
Я, словно в зиму, брошена.
20.10.94
***
Удушье одинокости обьятий,
И пустота в ответ –
банальны стоны.
Порастеряла
всех сестер и братьев,
Отплакала
причалам и перронам.
Вот накоплю немного
на терпенье:
Билет на самолет куплю –
возможность
Летать, любить. И вымолю
прощенье
У бездорожия.
За бездорожность.
20.04.96
***
А ты забудь меня совсем,
А то все чувствую – не можешь –
Решаешь: горше иль дороже.
А ты забудь меня совсем.
Ты растеряй мое тепло –
Тебя согреет много больше
Людей, квартир и вин хороших.
Ты потеряй мое тепло.
И прокляни меня затем,
Что сил и слез своих не прячу.
Не думай больше, что я значу.
А ты забудь меня совсем.
Осень 95
***
Я теряла многих и разных,
Потому что глядела просто.
Я ни разу не сомневалась,
Что душа выше среднего
роста.
Я не прятала глаз опухших –
В горе плачут не только дети.
Я теряла близких и лучших,
Потому что жила на свете.
Лето 96
Комментарии