Леди Макбет Мценского уезда
90-летие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, лауреата Международной премии мира, отмечается как огромное событие. Нынешний год обьявлен годом Шостаковича. В честь композитора повсеместно проводятся фестивали, концерты симфонической музыки, вечера, исполняются песни из кинофильмов, музыку к которым он написал.
Саратовский академический театр оперы и балета, имеющий богатые и яркие страницы своей истории (ему 120 лет!), в год Фестиваля Дмитрия Шостаковича поставил именно “Леди Макбет”.
…Для всех, кто знает повесть Николая Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”, была совершенной неожиданностью трактовка Шостаковичем образа главной героини. С ранней юности мы воспринимали Катерину Измайлову как злую купчиху, хищную щуку, убийцу мужа, свекра и малолетнего Феди, отказавшуюся от своего ребенка.
Шостаковича же покорила безоглядная, бескорыстная любовь Катерины к Сергею, для которой не существовало без него ни света, ни радости, ни самой жизни. Ее борьба за свою любовь, за личную свободу внезапно приняла уродливую форму той среды, в которой она жила: гордая, сильная Катерина восстает против своих обидчиков – убивает их, чтобы самой не пасть жертвой их произвола.
С волнением, искренне исполнили свои роли артисты. Смелость, простота, стремление понять своих героев, жажда глубокого постижения их поступков отличала каждого из участников спектакля. Запоминается Борис Тимофеевич в исполнении народного артиста СССР Юрия Попова, Зиновий Борисович – его поет лауреат Всероссийского конкурса Юрий Муллаев, Аксинья – Ольга Кочнева, священник – заслуженный артист России Николай Брятко. Проникновенно ведет свою партию заслуженный артист России Владимир Верин. Его старый каторжанин вызывает глубокие симпатии и сочувствие. Яркий образ Сонетки, бесшабашной, вульгарной, необузданной и потому отталкивающей, создает лауреат Международного конкурса Ирина Соколова.
Несомненно, большая удача спектакля – Сергей (Андрей Зараев). У артиста красивый, сочный тенор, он обаятелен, убедителен во всех проявлениях сложного и двойственного лесковского персонажа.
Исполнительнице заглавной роли, заслуженной артистке республики Светлане Костиной, в значительной мере удалось передать характер Катерины, тоску ее одиночества в доме Измайловых, отчаяние, смятение после совершенных ею убийств, горькое разочарование в Сергее. В завершающей девятой картине оперы певица проявила незаурядные способности драматической актрисы, и мы, зрители, верим, сострадаем, воспринимаем ее по-новому.
“Наш спектакль – преклонение перед гением Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, – сказал главный дирижер, народный артист России Юрий Леонидович Кочнев. – Надобно сказать, что партитура “Леди Макбет” – весьма трудная, сложная для исполнения, и поначалу не все шло гладко. Но на завершающем этапе труппа настолько была увлечена, настолько органично воспринимала музыку, сроднилась с ней, что репетиции продолжались по нескольку часов кряду”.
Заместитель председателя Союза композиторов России, профессор Московской консерватории Владислав Агафонников, поздравляя коллектив театра с премьерой, отметил:
– Блестяще справился со своей творческой задачей оркестр театра под руководством главного дирижера – постановщика спектакля, лауреата Государственной премии Российской Федерации, народного артиста России Юрия Кочнева, который не только составил безукоризненный ансамбль солистов, но в оркестровых антрактах проявил себя в высшей степени чутким организатором.
Итак, фестивальный спектакль состоялся. Зрители восторженно приняли “Леди Макбет”.
Анна ХАРИТОНОВА
На снимке:
Светлана Костина (Катерина), Андрей За╡аев (Сергей).
Фото Юрия НАБАТОВА
Саратов
“Я имени ее не знаю…”
Отзвучали последние аккорды, смолкли аплодисменты… Душа еще подпевает тем дивным звукам, что лились со сцены. Но вот поднимается волна досады: ну почему эту певицу никто не знает! Только не потому, что она еще молода. Когда на Международном конкурсе им. П.И.Чайковского победил Ван Клиберн, ему было 20 лет, а в стране нашей трудно было найти человека, которому было бы незнакомо имя пианиста. Владимира Атлантова, Елену Образцову, Евгения Нестеренко, Тамару Синявскую “открыл” тот же форум, и их сразу же узнали и полюбили миллионы слушателей.
С тех пор, как Гран-при на последнем конкурсе им. П.И.Чайковского получила Хибла Герзмава, прошло уже два года, но многое ли говорит ее имя любителям пения?
Парадокс нашего времени: культура заброшена, но планку держит. Вот опять Московская консерватория воспитала музыканта высочайшего класса. Хибла Герзмава уже сейчас певица такого уровня, что украсит любую оперную группу. Молодая, красивая, с отличным музыкальным вкусом, с сильным голосом, которому подвластен разнообразный репертуар – от нежнейшей лирики до подлинной драмы, она заслуживает признания и будет его иметь, без сомнения… если, конечно, широкой аудитории удастся с этой певицей познакомиться.
Вот оно, то, что вызывает досаду. Такому таланту, такому мастерству нет доступа на телеэкран, очень мало достается места в радиоэфире. Грамзапись же из нашей жизни исчезла, компакт-диски в нее еще повсеместно не вошли. Следовательно, насладиться искусством восходящей оперной звезды имеют возможность только посетители концертного или театрального зала (если им по карману). И, таким образом, большое искусство стало недоступно широким массам.
К чести певицы, надо сказать, что концерт в Малом зале Московской консерватории 8 октября с.г. она дала бесплатно. И зал был полон.
Среди публики были люди старшего поколения. Молодежь нашу телевидение и другие СМИ приобщают к совсем другому миру чувств и образов.
Светлана КОЧЕРГИНА
Она защищала Родину
90 лет со дня рождения В.П.Марецкой
“Ей были по плечу все жанры: трагедия, комедия, драма, водевиль, буффонада, фарс…” – восхищался этой выдающейся актрисой Ростислав Янович Плятт, многолетний партнер Веры Петровны Марецкой на сцене Театра имени Моссовета.
Счастливцами можно назвать тех зрителей, которые видели ее в спектаклях этого театра. К сожалению, большинство из ролей, сыгранных Марецкой в театре, в лучшем случае останутся лишь в воспоминаниях нашего старшего поколения. Телевидение не жаловало театр своим вниманием и посещением, поэтому сегодня может показать только краткие фрагменты из спектаклей с участием актрисы. Вот где мы должны быть признательны и благодарны критике, историкам театра, рассказавшим нам о больших творческих удачах Веры Петровны Марецкой. Театральных удачах. Любовь Яровая в одноименной пьесе К.Тренева, королева в “Стакане воды” Скриба, Лиза в “Горе от ума” А.Грибоедова, Катарина в “Укрощении строптивой”. Это первые и воспринятые на “бис” выходы на сцену начинающей актрисы. И столь же памятные появления Марецкой в 70-е годы на сцене Театра имени Моссовета в спектаклях “Странная миссис Сэвидж” (в этой постановке она приняла эстафету у знаменитых Фаины Раневской и Любови Орловой) и “Господа Головлевы”, где исполняла роль Евпраксии.
Невозможно забыть ее киногероинь. Большинству из нас они хорошо знакомы, хотя даже в нынешний юбилейный год – год Марецкой – не так уж часто показывают фильмы, которые, как писали несколько десятилетий назад, вошли в золотой фонд нашего кинематографа. Ростислав Плятт точно определил дату открытия актрисы Марецкой на киноэкране. По его словам, это произошло в 1939 году в фильме “Член правительства”, где она сыграла колхозницу Александру Соколову. А страшная картина о войне – “Она защищает Родину”, трагическая роль Прасковьи, на глазах у которой фашисты убивают ее маленького сына, после чего пережившая горе, но не сломленная им женщина в черных одеждах, став во главе партизанского отряда, в схватках с варварами одерживает победу. В конце 40-х на экраны страны вышел еще один замечательный фильм – “Сельская учительница”, где Марецкая создала волнующий образ Варвары Васильевны. Почти полвека прошло со дня выхода этого фильма, но всякий раз смотришь его, не отрываясь от экрана телевизора. С той поры жизнь наша изменилась, можно сказать, на сто восемьдесят градусов, однако не устаревает образ героини Марецкой. Для начинающих учителей и тех, кто собирается связать свою судьбу с воспитанием детей, уроки Варвары Васильевны, пожалуй, не менее важны, чем многочасовые теоретические лекции по педагогике.
Сейчас я не случайно говорю о положительных героинях Веры Петровны Марецкой. Никто не мешает вспомнить и другие ее роли. Но не знаю, как вам, читатель, а вот мне, к примеру, очень недостает в настоящий момент положительных героев в жизни, в театре, в кино, на телевидении.
Валерий ЕРМОЛОВ
“Золотой абажур”
Александр Ков╡ижных – актер Московского театра юного зрителя, недавний выпускник Российской академии театрального искусства. Из его глаз струится какой-то невероятный свет добра и искренности. Он дарит радость своим зрителям, друзьям и читателям. Сегодня на страницах “УГ” его поэтическая премьера.
* * *
Я томился, искал, находил,
Забывал, возвращался и снова…
Я в себе, как ребенка, носил
СЛОВО.
Мир горланил, безбожно орал,
Слепо бился в натянутый бубен.
Но я думал, я верил, я знал –
БУДЕТ.
И явилось, пришло, родилось –
Ненатужно, легко и беспечно,
И осталось, легло, прижилось –
ВЕЧНО.
* * *
За окном сплошной минор,
На душе сплошной понур.
Как влияет бытие
На сознание мое!
* * *
Все, может быть, сложнее
сложного
И глубже в сотни сотен раз.
И, может быть, по следу ложному
Идем с тобою мы сейчас.
Все, может быть, сложнее
сложного,
Но есть один простой закон, –
И это с детства в нас заложено, –
Ты сложен, если не влюблен!
* * *
Непрерывная смена желаний
Над младою виется душой.
И стенает от мук и терзаний
Неустойчивый дух молодой.
Сколько нужно же сил
и сомнений,
Сколь должна быть тишайшею
тишь,
Чтоб с глубин сквозь трясины
и тернии
Поднялось: Я люблю тебя…
слышь?..
* * *
Все мы гибнем в схватке роковой
С вечною соперницей – судьбой.
Но никто не пробовал бескровно
С ней договориться полюбовно,
Взять ее натруженную руку
И обнять, как близкую подругу.
Мы живем своею головой.
Так и гибнем в схватке роковой…
моя к╡ыша
– У тебя что – крыша поехала?
(Народное выражение)
Моя крыша купила билет
И поехала в дальние дали,
Захватив два десятка котлет
И бутылку вина “Цинандали”.
И на стыке каких-то времен,
На каком-то ночном переезде
Кто-то сбросил ее на перрон
И оставил в неведомом месте.
С той поры пролетело сто лет…
Вскоре стены за ней убежали…
До сих пор жалко свежих котлет
И бутылку вина “Цинандали”…
Комментарии