Конкурс
Нельзя жить без цветочной клумбы
Закончился третий Всероссийский конкурс “Детская пьеса”, учредители которого – Министерство общего и профессионального образования и Министерство культуры РФ, Всероссийский экспериментальный центр “Школьный театр”, “Учительская газета”, “Пионерская правда”, Фонды “Детская театральная инициатива” и “Русская семья”, Союз театральных деятелей РФ. В состав жюри конкурса вошли известные драматурги, театральные критики, режиссеры театров, где играют дети, психологи и социологи.
Hа конкурс было прислано 128 работ из 34 городов и поселков России. Участники – дети разного возраста, педагоги и родители, сочиняющие пьесы и сценарии для домашних и детских театров, а также для школьных праздников и конкурсов. В период подготовки сотрудники ВЭЦ “Школьный театр”, проводившие I и II конкурсы “Детская пьеса”, члены жюри и оргкомитета много спорили о том, имеет ли смысл допускать к участию взрослых авторов, включать ли в номинации “литературные композиции” и “сценарии массовых праздников”. И в итоге решили попробовать. Ведь задача конкурса – не только выявление и поддержка начинающих театральных авторов, но и расширение репертуара детских театральных коллективов. Репертуар – вечная проблема. Особенно для начинающих. Классическая драматургия им не под силу. Роли должны быть маленькими. И их должно быть много – ведь играть хотят все дети. Возрастные роли – не детские проблемы. Здесь нужны особый подход, оригинальное режиссерское решение. Многие руководители детских театральных коллективов предпочитают самостоятельно, иногда в сотворчестве с учениками создавать инсценировки и пьесы. И таких работ во многих студиях накопилось немало. Организаторам конкурса показалось интересным собрать все это и наиболее интересные из них опубликовать, сделать всеобщим достоянием. И действительно, пьес и инсценировок, созданных руководителями театров, где играют дети, на конкурс пришло больше всего. Среди них – и очень слабые, и такие, что вполне могут поспорить с работами профессиональных драматургов. В номинации “Оригинальные авторские произведения” среди взрослых лауреатом второй степени стал И.В.Быков (г.Нововоронеж). Первой и третьей степени в этой номинации решено было не присуждать. Пьеса “Долгожданное письмо мамы” рассказывает о жизни детей, их учителей и родителей в маленьком провинциальном российском городе. Автор пишет о том, что очень хорошо знает. В пьесе затрагиваются болезненные социально-психологические проблемы, возникает ряд тяжелых, даже трагических сцен. И, однако, автору удается пронести через всю пьесу удивительный свет любви, которая спасает в конечном итоге и героев, и зрителей. Литературный язык, к сожалению, – самое слабое место большинства присланных на конкурс работ. Многие авторы не умеют выстраивать речевые характеристики героев, пользуются расхожими штампами, идут на поводу рекламного и молодежного слэнга. В отличие от множества работ, пьесу Быкова можно читать вслух, пробовать на ритм и слышать сценическое звучание отдельных фраз и фрагментов. Много взрослых удач среди инсценировок. Лауреатом третьей степени в этой номинации стал московский педагог А.В.Гребенкин, награжденный за инсценировку “Путь Бемби” по сказке Ф. Залтена. Лауреатами второй степени в этой номинации стали Т. Овчинникова (г.Петушки Владимирской области) с инсценировкой “Волшебные каникулы” М. Нортон и М. Калмина (поселок Новый Сергиево-Посадского района Московской области) с инсценировкой “Меж двух стульев” по повести Е.Клю-ева. Оба автора обратились к литературе мало известной и практически не имеющей театральной истории. Они нашли замечательные тексты, принадлежащие большой литературе. Работы очень разные. Инсценировка Т.Овчинниковой отличается динамизмом, частой сменой места и времени действия: герои из нашего времени попадают в средние века, из предместий Лондона – в дикие джунгли и т.д. И хотя среди действующих лиц – не только дети, играть пьесу, скорее всего, могут исполнители любых возрастов, поскольку год здесь – условность. Все определяется правилами игры. Инсценировка М. Калминой намного сложнее, поскольку выбранный ею литературный материал – философская сказочная повесть, написанная в стиле абсурда. Здесь возраст персонажей и исполнителей в высшей степени условен. Но успешность постановки зависит прежде всего от мастерства и таланта режиссера. И, наконец, лауреатом первой степени в номинации стал московский педагог К.Королев с инсценировкой “Да здравствует Кукарямба!” Это одна из немногих работ конкурса, удостоенная первой премии. Автору удалось не только создать динамичное действие и развивающиеся характеры. Он осилил нечто большее и принципиально важное для театра, где играют дети. Инсценировка не следует буквально известному сюжету А.Линдгрен. Здесь затевается живая театральная игра в духе знаменитой героини – Пепилотты Длинныйчулок. История начинается очень просто. Никто никого не играет. Сидят дети, просто дети, такие, какие они есть на самом деле, и скучают. Они ведь живут в ХХ веке. Они знают, что чудес не бывает. Кроме того, они уже не маленькие, чтобы заниматься всякими глупостями. А чем заниматься? Пеппи является им, а не Томми с Аникой. Их она шокирует своими манерами и необычными выходками, втягивает в свои странные затеи… и исчезает. Вот тогда-то и начинается самое главное. Начинается игра в то, что бы сделала Пеппи, если бы… В этой игре используются сюжеты книжки, сюда легко вплетаются собственные фантазии. Авторам номинации “Сценарии массовых действ” подчас оказалось, трудно выстроить сюжет, разумно организовать игру со зрительным залом, удержаться от штампа, клише и прямой дидактики. Единственный автор, удостоенный награды в этой номинации, – Н.Ивуш-кина (Москва, Зеленоград). Она получила третью премию. Первых двух решено было не присуждать. Автор представила на конкурс несколько работ. Все они посвящены истории российской культуры, темам Руси изначальной, славянскому фольклору. Работа “Рождественские святки” показалась членам жюри наиболее зрелой и цельной. На конкурс пришло немного коллективных работ. Одна из них была отмечена лауреатством третьей степени. Это пьеса “Эмма, или Хорошее отношение к лошадям”, созданная студией “Ноев Ковчег” Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа г. Москвы под руководством Ж. Желниной. Юные студийцы рассказывают историю о своих сверстниках, может быть, о самих себе. Герои здесь узнаваемы, речь индивидуализирована, однако заметны некоторая разорванность и мелодраматичность сюжета. Не состоялся финал. Работа очень интересная, но для публикации требуется основательная доработка материала. Детских работ на конкурс пришло мало. И это неудивительно. Драматургия – очень сложный жанр литературного творчества. И он никогда не пользовался у начинающих авторов такой популярностью, как, скажем, поэзия. Кроме того, дети не имеют обыкновения читать объявления о подобных конкурсах в педагогических изданиях, а учителя часто и не догадываются, что их ученики занимаются литературным творчеством. Донести информацию о конкурсе до детей-драматургов, выходит, очень сложно. И все-таки детские работы на конкурс были присланы. В их оценке жюри столкнулось с большими трудностями. Почти все эти пьесы были интересны и своеобразны, согреты живым искренним чувством. Однако законченных работ, достойных лауреатской премии, нашлось совсем немного. Интересную работу представил четырнадцатилетний Михаил Ситников из поселка Гаровка-2 Хабаровского края. В пьесе “Прерванная дружба” чувствуется умение автора наблюдать жизнь, слышать и передавать живую речь, строить сюжет. Пьеса острая, горькая. В ней схвачена подлинная жизнь детей маленького провинциального города со всеми ее проблемами. Но, к сожалению, пьеса не окончена. Поэтому ее нельзя премировать более чем дипломом за участие. Так же дипломом за участие было решено наградить Наталью Фомину, пятнадцати лет, из города Екатеринбурга за пьесу “Человек-это звучит гордо?” Автор выбрала нетрадиционный драматургический жанр – моралите. Но, к сожалению, не смогла до конца развить и построить драматургическое повествование. Маски-характеры только намечены. Завязка не ясна. Вся работа в целом оставляет впечатление талантливого наброска. И еще один диплом за участие – Елене Коновалихиной, пятнадцатилетней москвичке, за пьесу “Арбузко”. Это целостно и грамотно построенная театральная сказка, которую вполне можно ставить и играть. Лучшая работа конкурса принадлежит шестнадцатилетней Дарье Шитовой из Москвы. Она стала лауреатом первой степени и отмечена специальным дипломом жюри. “Приключения Нюрочки-Дурочки” – пьеса удивительная. Юный автор не только легко справляется с законами драматургии. Она проявила себя как достаточно зрелый литератор – со своим образным миром, сложившимся художественным языком, собственной проблематикой и глубоко индивидуальным взглядом на мир. Работа поражает сочетанием двух, казалось бы, взаимоисключающих вещей: жестким и реалистическим видением мира и безусловной верой в чудо. Наивное неприятие зла, вражды и грязи, свойственное главной героине, оказывается условием совершенно достаточным для того, чтобы превратить помойку в цветущий сад. Причем помойку здесь следует понимать, конечно, шире, нежели определенное пространство конкретного московского двора. Читая Дашину пьесу, невольно ловишь себя на мысли, что не так уж наивна эта детская вера в непобедимую силу искренности и любви. Ведь если подумать, весь конкурс – невероятное чудо. За окном – экономический кризис, телевизор рассказывает о мафиозных разборках, в ведомствах культуры и образования привычно нет денег. А странные люди, видимо, близкие родственники Нюрочки-Дурочки, дети и взрослые из Москвы и Краснодара, Коми и Башкортостана, Карелии и Бурятии, Хабаровска и Петербурга пишут детские пьесы. Не за гонорар, не для славы, не по высочайшему повелению, а просто – для своих детей, для своих друзей, для своих маленьких любительских театров. Без этого они почему-то не могут жить. Как Нюрочка не может – без цветочной клумбы. Никакая нищета, никакая грязь, никакая подлость победить их не могут в силу того, что они живут в другом духовном измерении. Рядом с ними мрак рассеивается.
Михаил БАРТЕНЬЕВ, председатель жюри; Александра НИКИТИНА, ответственный секретарь
Комментарии