Сцены столичной жизни
Поставленная Вячеславом Долгачевым в Театре им.Моссовета (сцена “Под крышей”) новая пьеса Леонида Зорина “Московское гнездо” невольно побуждает вспомнить его же драматургическое авторство во всенародно любимом фильме “Покровские ворота”.
Вновь мы посетим милое интеллигентское гнездышко – вполне возможно, бывшую коммунальную квартиру у Покровских ворот, оставленную в индивидуальное пользование семье филологического светилы. Им, кстати, с учетом пройденных лет, мог бы быть и тот самый неутомимый Костик, избравший себе, однако, более “непредсказуемую” стезю историка. Итак, в квартире этой, обволакивающей увяданием, уходящей – а для кого-то уже ушедшей – эпохи (художник – Маргарита Демьянова) живут три барышни, почти три сестры-филологини. Правда, сестер только две – старшая Мария (Элла Болгова, Ирина Брюзгина), младшая Софья (Жанна Бурягина), а третья – их мачеха Елена (Евгения Крюкова), по возрасту годится им в подруги. Когда-то она была аспиранткой их отца, а теперь стала его вдовой. За ней будто безнадежно ухаживает маститый литератор Манцев (Анатолий Адоскин), но, казалось бы, “недоступная крепость” сдастся, вняв логике жизненных выгод.
В дом этот постоянно наведываются выпестованные здесь птенцы – Ратмир и Арсюша, бывшие ученики светилы, помогающие наследницам осуществить издание его книги. Похоже, каждым из них в большей степени движет не столь научный, сколь “сердечный” интерес. Действенный Ратмир (Алексей Шмаринов, Владимир Тимошенко), с презрением осваивающий нынешние условия игры, успеет сойтись с мачехой и без долгих переживаний, не сомневаясь в продолжении их связи, уступит увозящему ее отсюда Манцеву. А деликатный школьный учитель – чудак Арсюша (Андрей Межулис) так и не посмеет подступиться к старшенькой Марии, словно боясь смахнуть пыльцу с этой нежной бабочки. Хотя не так уж она окажется хрупка и эфемерна, когда еще один из многочисленных ее воздыхателей, пробившийся в почитаемые ряды нуворишей (Степан Старчиков), предложит ей примерить костюм деловой женщины. И она оставит родные пенаты на Софью, перебравшись поближе к месту своей престижной службы в Чертаново.
Ах, Соня! Соня! Можно ли было предположить, что именно ей уготовлена роль хранительницы очага предков. Этой задиристой острословке, превзошедшей ироничной непосредственностью всех героев пьесы, пораженных манией литературных ассоциаций. “Жертвами” не только готовых по любому поводу цитат, но и самих литературных сюжетов – преимущественно чеховских – они оказываются чуть ли не с чувством особой избранности. И когда для беспечной Сони настанет черед сменить причуды клоунессы Шарлотты на одиночество покинутого Фирса, оценишь, сколь сильна эта девочка, прекрасно осознающая: “Я – Фирс”, но неожиданно преобразившаяся в другой чеховский персонаж, оправдывая свое имя – Соня. Завидный психологический сдвиг выпал на долю ее исполнительницы – студентки РАТИ Жанны Бурягиной. Свою тему начинающая актриса просолировала с блеском Меньшикова, возвестившего о себе в “Покровских воротах”. Что ж, в добрый час!
Лариса ДАВТЯН
Комментарии