Кама Гинкас:
Лицедейство – в самой природе человека
Режиссер Кама Гинкас – звезда первой величины, один из самых оригинальных на небосклоне мирового театра. Его спектаклям не раз рукоплескали зрители Франции, Германии, Англии, Польши, Швейцарии, Италии, Израиля, Нидерландов… Но не каждому выпадает на долю разделить радость театрального праздника в Авиньоне или Эдинбурге или побывать в одном из старейших в Европе театре Ля Валетты, или на спектакле на Бродвее. Но зато, будучи в Москве, вы можете приехать на Тверскую улицу, в Мамоновский переулок, 10, в Театр юного зрителя и открыть для себя новый мир – мир образов Камы Гинкаса.
Много лет прошло с тех пор, когда на малой сцене Московского театра им. Моссовета появился первый поставленный режиссером спектакль “У пяти углов”. Уже давным-давно Гинкас из начинающего режиссера стал мэтром сцены, а вечная драма любви немолодой женщины к молодому человеку так и не утратила своей остроты. Почему? Да потому, что любовь, необъяснимая измена, отчаяние одиночества и непонятости – вечные вопросы, куда уходит время и почему его никогда не вернуть, – так и не получили ответа. Они остаются непреходящими темами искусства. Кто-то заметил, что у драматургов или сценаристов есть всего несколько классических сюжетов в арсенале, просто от меры таланта зависит то, как мы это увидим на сцене. Кто-то свыше, кто награждает нас способностями, отпустил Гинкасу талант своего взгляда на мир. На его спектаклях невозможно быть просто зрителем. У него “весь мир – театр”, а потому в его руках предметом театрального искусства становится все вокруг, от людей до вещей. Стираются грани между сценой и зрительным залом, сам того не замечая, и ты, зритель, становишься действующим лицом того, что происходит на сцене и… за сценой; скупые декорации пробуждают фантазии, ассоциации, аллюзии и ты оказываешься уже в плену образов Камы Гинкаса. Так происходит на известном во многих странах мира спектакле “К.И. из “Преступления” (по Ф.М.Достоевскому). Этому мастеру подвластно на театре все – от высокой трагедии (спектакль “Казнь декабристов” и премьера, авторская постановка режиссера “Пушкин. Дуэль. Смерть”) до глубокой истинно чеховской душевной драмы незаурядного человека, не понятого окружающими – это также премьера сезона “Черный монах” А.П.Чехова. Но и легкая, мудрая поэзия А.С.Пушкина, милая сердцу и ребенка, и взрослого, тоже в его власти – спектакль “Золотой петушок” А.С.Пушкина.
Актерам работать над спектаклем с режиссером Гинкасом нелегко, я так думаю, но играть в его постановках – огромная радость познания мира. Потому талантливые актеры, такие звезды, как С. Маковецкий например, и театральная молодежь, всегда готовы участвовать в его театральных новациях. Лицедейство – в самой природе человека, а потому театр вечен.
Натали ДОРЕ
Комментарии