Педагогов обычно считают оптимистами. Возможно, это точка зрения тех, кто к этой категории не относится. А может быть, так думают те учителя, которым незнакомы проблемы подавляющего большинства их коллег по всей стране. Тем не менее, если человек, несмотря ни на что, все же не бросает свою работу, десятилетиями сохраняя уверенность в себе, бодрость духа и чувство прекрасного, если в нем еще горит огонь творчества, присутствует созидательное начало и самое главное – любовь к людям, то кто же это, если не оптимист? Правда, все это не мешает ему быть скептиком, трезво оценивающим все “за” и “против”, критически подходящим ко всему и всем, в первую очередь – к себе. На мой взгляд, это одна из особенностей нашей профессии. Почему-то люди, далекие от педагогики, считают, будто учитель всегда во всем должен видеть только хорошее, прощать и не замечать чужих ошибок, слабостей, гадостей и зла во всех его проявлениях. Но позвольте, на то мы и учителя, чтобы учить детей (и не только их) отличать хорошее от плохого, добро от зла. А для этого хочешь не хочешь приходится указывать людям на их промахи и недостатки – чтобы помочь избавиться от них. В смысле недостатков.
И вот здесь нас подстерегает коварная ловушка. Дело в том, что добро и зло – философские понятия. Норма и аномалия – тоже. И если мы привыкли к тезису, что все хорошее должно стать нормой, а все плохое постепенно уйти в небытие, то тогда у нас возникает стремление обратить внимание прежде всего… правильно, на плохое, от чего нужно избавиться. И стратегия порицания плохого как способ борьбы со злом, к сожалению, вытесняет стратегию поощрения добра, имеющую те же цели. Увы, мы слишком мало благодарим других людей, считая все хорошее, что они нам сделали, само собой разумеющимся. Уступил юноша место старушке – ну и что, он обязан был это сделать.Зато если уткнулся он в газету и сделал вид, что не замечает ничего вокруг, – ай-яй-яй, что за молодежь пошла, как не стыдно!
За годы работы у педагога складывается определенный тип мышления – подмечать за всеми недостатки, категорично судить других с позиции требований, закрепленных десятилетиями, сравнивать с тем, что было “в наши годы”. И пытаться переделать окружающих под некоторый образец добра, пусть даже и устаревшего. Это зло на самом деле лучше другого – озлобленного ворчания и ненависти ко всему, что не подходит под их мерку.
Главное при этом ≈ сохранять оптимизм, то есть верить, что тебе это удастся…
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии