В Муезерском районе Республики Карелия работает молодежный экологический лагерь, организованный московским Клубом «Приключение» при информационной поддержке «Учительской газеты».
Три года мы отправляли в лагерь «Большое Приключение» глухих детей из Зеленограда. С ними были два сопровождающих – сурдопедагоги Андрей Андрейкин и Нина Шевченко. Проблем не возникало, и, подводя итоги, мы делали полезные педагогические выводы, в том числе на страницах «УГ».
В нынешнем году решились сформировать смешанную группу: объединить обычных детей с глухими и плохослышащими ребятами.
Долго не могли найти подходящего сопровождающего. Я совсем отчаялся, но за два дня до отъезда группы догадался обзвонить все образовательные учреждения Москвы для глухих. Разговор с директором интерната, стоящего в списке первым, был обескураживающим. Я ссылался на наш трехлетний опыт, на поддержку «УГ», на одобрительное отношение к лагерю Любови Петровны Кезиной, которая дала указание в нынешнем году направить к нам детей с ослабленным зрением. Администратор не хотела даже понять, о чем разговор. «Это все не для нас» – такие слова были написаны на ее забрале.
А вот второй звонок был счастливым. Директор санаторной школы-интерната №65 для глухих детей с психоневрологическими заболеваниями Ю.А.Тепаева откликнулась на наше предложение. В лагерь поехали ее заместитель, сурдопедагог с десятилетним стажем Оксана Таршилова и глухой мальчик из того же интерната Артем.
Когда через 14 дней команда вернулась, Ольга Федоровна выглядела так, как и полагается выглядеть человеку, приехавшему из отпуска.
– Трудно ли было ребятам в лагере?
– Да, все-таки порядочные физические нагрузки, а готовы к ним не все. Но ребята очень довольны. Им важно увидеть свои возможности, поставить перед собой цели и достичь их. Причем в лагере, в походе все это получается естественно, без какого-либо административного нажима.
– Имеет ли право на существование смешанная группа, которая попала к вам?
– По-моему, да. Глухие учатся общаться со слышащими. Если бы в команде были только глухие ребята, они понимали бы друг друга с полуслова, полужеста. А тут надо думать, прикладывать усилия. Один катамаран впереди, другой остал. Как быть – криком не остановишь. Будь любезен, прояви самообладание, сообразительность. Подростки в походе воспитывали себя. При этом, Дмитрий Игоревич, не обижайтесь, им надо не только общаться – выживать вместе!
Тут я развеселился и сказал, что прощения у меня за эти слова просить не надо. Мы и хотим научить детей выживать, путешествовать, обслуживать себя. Заметьте, что делают это они под руководством опытного инструктора.
– Есть и другая сторона, – продолжала Ольга Таршилова. – Обычные дети обучаются милосердию. В широком плане люди с ограниченными возможностями учат нас быть людьми.
– Что самое лучшее в лагере?
– Я смотрю на лагерь как мать. Здесь постоянно ощущается забота о ребенке – инструкторов, повара, всего персонала. Ребенок находится в центре внимания. При этом жизнь очень жесткая.
– А что же плохо, что не так?
– Мы дружили с командой Приозерского детского дома Ленинградской области, палатки которой в базовом лагере стояли рядом с нашими. Потом, на пятый день похода, случайно встретились с ними. Какой был восторг! Вот этого межкомандного общения в лагере мало. Общий костер должен быть не только в последний день, но и в первый. Каждая команда должна рассказать о себе. Ведь у лагеря такая широкая география: и Чувашия, и Пермская область, и Кабардино-Балкария… По-моему, обязательно нужно расширить общение между отрядами.
Я полностью согласен со своей собеседницей. Огромное спасибо вам, Оксана Федоровна, за любовь к детям. Спасибо директору 65-го интерната.
Генеральный спонсор лагеря – компания «Никомед», спонсоры: АМО «ЗИЛ» (школьный автобус), «Каргилл», «Макдоналдс», «Гала-Гала» (питание).
Дмитрий ШПАРО,
директор Клуба «Приключение»
Комментарии