Рассмотрев и обсудив проект нового Базисного учебного плана в рамках Концепции модернизации структуры и содержания российского образования, мы обращаемся с просьбой пересмотреть принцип распределения часов, выделенных на изучение курса географии в основной и полной средней школе. Введение стандарта школьного географического образования призывает нас, учителей, к качественному изменению требований к знаниям школьников.
Как известно, требования эти складываются в пять взаимосвязанных категорий: 1) называть и показывать, 2) определять и измерять, 3) описывать и фиксировать, 4) объяснять, 5) прогнозировать. Но если первые четыре являются достаточно традиционными, то умение прогнозировать – новая и сложнейшая категория, которая вызывает большие затруднения у школьников и педагогов и требует основательной географической подготовки. При значительном сокращении количества часов по предмету дети будут обеднены и ущемлены в развитии пространственного мышления, в своей познавательной деятельности.
Известно, что география находится в самой гуще проблем взаимодействия природы и общества. Она лучше других наук подготовлена к разработке научных основ оптимизации наших отношений с природной средой, к выработке стратегии рационального использования природных ресурсов и сохранения жизненной среды человечества. Для подавляющего большинства людей главным, если не единственным, источником географических знаний является средняя школа.
Основная и уникальная задача предмета «География» – формирование и развитие пространственного мышления школьников, основ знаний о природе Земли. Это тем более необходимо осуществлять в России – самой большой стране мира и одной из самых многоликих как в природном, так и в социально-экономическом отношении. Структура изучения географии такова, что важно предмет представить комплексно и системно. Мы обеспокоены тем, что программный минимум по изучаемым курсам выполнен не будет. Сокращение часов на географию в основной школе и отсутствие ее как обязательного предмета на старшей ступени нарушает целостность предмета и его структуру, разрушает его содержание, отработанные годами традиционные методы обучения, в особенности чтению карты, лишает школьников культуры географических знаний, имеющих вековые традиции и древнюю историю. Практика проведения одночасовых курсов в основной школе показала себя неэффективной, она снижает интеллектуальный уровень учащихся, сужает кругозор. Отсутствие часов на географию в большинстве профилей на старшей ступени разрушает интернациональные чувства восприятия культурных ценностей стран мира, ведет к убогости географического мышления.
Члены методического объединения учителей географии
Обнинск, Калужская область
Комментарии