Более двух лет назад Международный лицей информатики, экономики и права из подмосковного Красногорска подключился к цифровой платформе «Мобильное электронное образование» (МЭО). Как это отразилось на работе учителей и результатах учеников?
Наш лицей – это образовательная организация с 25‑летней историей. Здесь обучаются около 90 детей с 5‑го по 11‑й класс. Директором я работаю с 2019 года, и мое назначение было связано с желанием учредителя повысить качество образования. Довольно быстро я поняла, что учителям не хватает методической поддержки, у них есть трудности с систематизацией и подачей материала, и это, конечно же, отражается на результатах детей. Особенно серьезными были проблемы в двух классах – пятом и седьмом.
Четкость и лаконичность
Помимо управленческих и кадровых изменений (с отдельными учителями пришлось расстаться) встал вопрос о новых методах и образовательных технологиях. Я фанатка информационных технологий, например, считаю, что бумажные учебники отжили свое, что их можно заменить электронными учебниками в смартфоне или планшете, что в электронной среде современным детям учиться проще и интереснее. И я стала подбирать цифровую платформу, которая могла бы облегчить работу учителей лицея и помочь детям достичь более высоких образовательных результатов.
Перебирая возможные варианты, совершенно случайно увидела презентацию МЭО, созвонилась с координатором, которая в компании отвечает за работу со школами, мы начали общаться, и мне предоставили доступ к демоверсии.
На платформе размещены интернет-уроки для каждого класса, и первое, на что я сразу обратила внимание, – четкость, лаконичность и структурированность материала, отсутствие всякой оформительской чепухи (анимации, цвета), которая только отвлекает внимание. Вот тема урока, вот учебный материал, вот ключевые вопросы, словарь, историческая справка. Это именно электронный учебник, а не учебный фильм и не «говорящая голова», когда лектор стоит у доски и вещает на камеру. Также есть возможность проверки знаний.
Дистанционное обучение
В феврале 2020 года лицей заключил с МЭО договор, и мы стали использовать платформу в пятом и седьмом классах. А в марте началась пандемия коронавируса, был объявлен локдаун, и все школы Московской области перешли на дистанционное обучение.
В отличие от многих других школ, которые никогда не работали с цифровыми платформами, у нас затруднений не возникло. МЭО – платформа самодостаточная, там «зашито» все, включая учебники, задания, электронную доску, видео-конференц-связь, предусмотрена возможность резкого перехода в онлайн-формат. Поскольку в тот период МЭО, как и другие цифровые платформы, открыло свои ресурсы для всех, возникали трудности с трафиком, и наш лицей как платного подписчика перевели на отдельный сервер с гарантированно высокой скоростью соединения.
Конечно, понадобилось некоторое время на обучение педагогов – как подключаться к платформе, как включать «демонстрацию экрана» (дети, по-моему, осваивали ее гораздо быстрее, ведь Интернет для них является привычной средой). В целом платформа довольно проста в использовании. Я педагог-психолог по образованию, но, когда в период пандемии у нас тяжело заболела учительница русского языка, я сама ее заменяла – вела уроки с помощью МЭО. Общего представления о предмете и имеющихся на платформе материалов оказалось достаточно.
После весеннего локдауна были опасения, что из-за перехода на дистанционное обучение уровень знаний снизится. В ряде школ результаты действительно ухудшились. У нас же все оказалось замечательно. Осенью весь лицей очень хорошо написал ВПР, а летом одиннадцатиклассники успешно сдали ЕГЭ. В классе, где я заменяла словесника, по результатам ЕГЭ по русскому языку оказались два стобалльника, причем в последние месяцы они готовились к экзаменам в основном с помощью МЭО.
Так мы убедились, что платформа работает, и в 2020-2021 учебном году приобрели лицензию МЭО для всех параллелей.
ФГОС и ВПР
Для меня как руководителя образовательной организации особенно важно, что все материалы платформы соответствуют ФГОС. Лицей имеет государственную аккредитацию, мы ею дорожим, выдаем документы об образовании государственного образца и не выходим за пределы нормативного поля.
Более того, структура материала и типы заданий МЭО разработаны в духе последних веяний в школьном образовании. Сделан акцент на формировании у детей функциональной грамотности, метапредметных умений, soft skills и т. д. Именно такие задания составляют основу ВПР.
МЭО стимулирует педагогов к использованию на уроках деятельностного подхода, например ролевых игр, когда каждый ученик играет роль какого-то химического элемента или литературного героя, а не просто слушает учителя и выполняет задания. Дети же не могут сидеть весь урок, сложа руки и смотря в экран, они должны коммуницировать между собой, и педагог на уроке – это не лектор, а режиссер, организатор взаимодействия.
Индивидуальный подход
Еще одно преимущество МЭО – возможность уровневой дифференциации, индивидуального подхода, формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка. Используя платформу, педагог может предлагать детям материал разного уровня в расчете как на сильных, так и на слабых.
Среди наших учеников есть спортсмены и актеры, есть часто болеющие дети, для которых дистанционное обучение – вынужденный и часто используемый формат. Благодаря МЭО учитель может интегрировать их в учебный процесс, даже если они находятся за пределами школы, и, например, домашнее задание по итогам каждого урока дается отдельно для присутствующих и отдельно для отсутствующих.
В среднем наполняемость класса в нашем лицее 10 учеников. Платформа позволяет учителю вести работу с каждым ребенком и учитывать его особенности.
Свободное время
Каждый учебный курс в МЭО состоит из интернет-уроков, один интернет-урок, как правило, включает несколько обычных школьных уроков. Педагог на уроке выдает материал структурированно, с презентацией на экране, которую затем дети используют для повторения и выполнения домашнего задания. С нуля презентацию придумывать не нужно, педагог просто заходит в МЭО, включает интернет-урок и предлагает ученикам посмотреть на экран. Так что платформа избавляет учителя от рутинной работы и высвобождает его время.
МЭО не просто структурирует учебный материал, но и дисциплинирует педагога, помогая ему осваивать с детьми всю программу за отведенный срок и всякий раз укладываться в отведенное на урок время. Если бы не платформа, пришлось бы полностью «прописывать» материал каждого урока, начиная от целей/задач и заканчивая подготовкой карточек, ориентируясь при этом на среднего ученика.
Благодаря МЭО учителя и администраторы избавлены от лишней бумажной работы, примерная образовательная программа с использованием ресурсов МЭО и примерные рабочие программы по каждому предмету уже подготовлены. Остается только расписать календарно-тематическое планирование с учетом того, сколько школьных уроков включено в каждый интернет-урок, и это занимает совсем немного времени.
Домашние задания
Еще одна особенность МЭО – наличие домашних заданий, причем оригинальных, ответы на которые невозможно найти на сайтах с готовыми домашними заданиями (ГДЗ) в Интернете. В обычной школе учитель, как правило, подбирает домашние задания самостоятельно и проверяет их вручную (хотя, чтобы самостоятельно придумать все необходимые виды и типы заданий, даже очень сильному педагогу не хватит ни квалификации, ни времени), а у нас он освобожден и от этой части работы.
В основном домашние задания выполняются на платформе МЭО в электронном виде и проверяются автоматически. Исключение – русский язык, где большинство упражнений выполняются только в тетради, и отчасти математика. Если же требуются устные ответы, ученик их наговаривает из дома, а учитель их слушает и оценивает, при необходимости оставляя комментарий в системе. Взаимодействие с учеником в цифровой образовательной среде по поводу домашних заданий приводит к изменению структуры урока – в проведении привычных опросов уже нет необходимости.
В ключевых заданиях по каждому интернет-уроку МЭО четко прослеживаются воспитательные цели и задачи. По гуманитарным предметам обязательно есть вопросы и проектные задания, связанные с формированием патриотизма, гражданственности, любви к родному краю, к семье. Например, предлагается рассказать о героях Подмосковья, которые прославили свой регион. Я была экспертом МЭО при составлении примерной рабочей программы воспитания, мы взаимодействовали с коллегами со всей России, и в результате получился замечательный документ, который сразу можно использовать.
А если не нравится?
Бывает, что кого-то из наших педагогов не устраивает материал конкретных интернет-уроков МЭО, они считают, что это не совсем то, о чем хотелось бы говорить с детьми. В таких случаях они предлагают ученикам собственный лекционный материал, включив его в презентацию, и это нормально. Возможности для творчества педагога сохраняются, никто не загоняет его в жесткие рамки, но образовательная платформа – это все-таки один из основных факторов успешной работы наряду с его опытом, доступом в Интернет, рабочим местом и всевозможными образовательными ресурсами.
Конечно, платформу мы демонстрировали родителям, и кто-то возражал, так как, например, от работы за компьютером у ребенка может прогрессировать сколиоз. Мы задавали встречный вопрос, в чем разница между работой за компьютером и работой с учебником и тетрадью, и адекватного ответа не получали. В целом наши родители понимают, что использование образовательной платформы – это веяние времени. Семьи, которые хотят отдать детей в наш лицей, зачастую знают заранее, что у нас есть своя платформа наряду с малой наполняемостью классов и индивидуальным подходом, считают это конкурентным преимуществом.
Как администратор я вижу, сколько времени каждый из моих педагогов тратит на работу с платформой, и если у кого-то качество падает, то, как правило, выясняется, что на платформе он проводит очень мало времени. Но это скорее исключение. Сегодня у нас нет детей, которые плохо учатся, средний балл по лицею 4,34, и высокие результаты подтверждаются независимыми диагностиками.
Что дальше?
В Международном лицее информатики, экономики и права образовательная платформа МЭО воспринимается как данность, как неотъемлемая часть образовательного процесса. Без нее мы уже не представляем себе подготовку к урокам и достижение высоких образовательных результатов.
Лицей является базовой школой МЭО, наши педагоги постоянно участвуют в вебинарах и конференциях, которые организует МЭО, проходят там повышение квалификации. В течение учебного года каждый педагог, как правило, получает 3-4 сертификата, в том числе по итогам вебинаров, где обучают работать по ФГОС.
Новые ФГОС начального и основного общего образования, которые будут вводиться с 1 сентября 2022 года, предусматривают наличие в каждой школе информационно-образовательной среды, и такая среда у нас есть уже сегодня благодаря МЭО. Согласно недавним изменениям в Законе «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2023 года в школах можно будет использовать только верифицированный электронный контент, и МЭО предоставляет такой контент уже сегодня. Так что к предстоящим изменениям мы подготовились заранее.
Оксана ДЕМИНА, директор Международного лицея информатики, экономики и права
Комментарии