Проводя уроки в рамках технологии проблемного обучения, я придерживаюсь следующей структуры:
Учитель: Прочитайте эти слова. Какие ассоциации у вас возникли Какие чувства вы испытали- Какой герой сказки Андерсена «Гадкий утенок» ассоциируется у вас с этой музыкойПлохо ли, когда ты не похож на другихПочему сказки Андерсена грустныеПлохо ли, когда ты одинМожно ли сравнить обитателей птичьего двора с людьмиУчитель: Как вы это понимаете- А о чем мечтаете вы
1. Вводное слово (создание ситуации общения равных собеседников).
2. Творческое домашнее задание (установка на проблему).
3. Постановка проблемы.
4. Работа в группах (свободный обмен мнениями).
5. Итог. Рефлексия.
6. Контрольное (творческое) домашнее задание.
Например, урок на тему «Грустная история великого сказочника», 3-й класс.
1. Вводное слово.
Звучит музыка «Одинокий пастух» в исполнении оркестра Дж. Ласта.
Учитель: Что вы чувствуете?
– Что представляете?
– В ваших ответах прозвучали слова один и одинокий.
Эти слова появляются на доске:
один одинокий
Учитель: Прочитайте эти слова. Какие ассоциации у вас возникли? Какие чувства вы испытали?
– Какой герой сказки Андерсена «Гадкий утенок» ассоциируется у вас с этой музыкой?
2. Творческое домашнее задание.
Дети читали рассказ К.Г.Паустовского и С.Я.Маршака о Г.Х. Андерсене и составляли вопросы проблемного характера. Вот некоторые из них:
Плохо ли, когда ты не похож на других?
Почему сказки Андерсена грустные?
Плохо ли, когда ты один?
Можно ли сравнить обитателей птичьего двора с людьми?
В течение урока размышляем над этими и другими вопросами.
3. При обсуждении творческого домашнего задания дети вместе с учителем выходят на основную проблему, которая обозначена самим автором: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца».
Учитель: Как вы это понимаете?
4. Групповая работа.
Марина: Я думаю, что не важно, где ты родился, главное, что ты появился на свет, живешь, растешь и можешь чего-то добиться в жизни.
Настя: Вот именно, какая разница, где ты родился и даже каким родился, ведь все зависит от тебя, потому что нужно думать не о прошлом, а о будущем и надеяться только на себя.
Дима: А я к вашим словам и стихотворение придумал:
Не важно, где ты родился,
А важно, кто появился.
Даша: А я думаю, не нужно обращать внимания на других, а всегда считать себя самым лучшим.
Миша: Даша, нет, так нельзя. Конечно, можно родиться среди непонимающих людей и все-таки стать признанным человекам. Это ведь все происходит среди людей, мы все одной крови.
Даша: Для всех хорошим быть очень трудно. Ты гадкий для одних, а важен для других.
Учитель: Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. Объяснить, почему он стал сказочником. Андерсен долго мучался, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла наконец та далекая, далекая фраза: «гадкий утенок». Так его кто-то называл в детстве. С этого-то все и началось.
Да, да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась, подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали совсем другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начинал мечтать…
– А о чем мечтаете вы?
6. Творческое домашнее задание.
Написать сочинение «Моя мечта».
Елена ДОЛЯН, учитель начальных классов СШ с углубленным изучением отдельных предметов, Абакан, учитель года Республики Хакасия-2003
Комментарии