Недавно на коллегии Минобра рассматривался вопрос о состоянии и перспективах развития профессионально-педагогического образования в России. Министр Владимир Филиппов назвал данное направление “достаточно узким”, но в то же время “приоритетным”.
Выдвинуть в “приоритеты” работу в сфере начального профобразования заставила неутешительная картина, о которой рассказал в своем докладе председатель учебно-методического объединения вузов по профессионально-педагогическому образованию Геннадий Романцев. Геннадий Михайлович четко обозначил главную проблему: недостаток квалифицированных педкадров в системе НПО. Причем на работу в учреждения начального профессионального образования специалисты с высшим образованием и соответствующим опытом работы идут гораздо хуже, нежели в техникумы и колледжи.
Владимир Филиппов признался: ситуация в этой сфере скоро будет рассматриваться им совместно с коллегами из Минтруда и Минэкономразвития РФ. Интерес последних к обозначенной тематике отнюдь не праздный. Огромная проблема – дезориентация нынешних профессиональных учебных заведений в современной экономике. Не секрет, что многие из них продолжают готовить специалистов по старинке на давно устаревшем оборудовании – работников, которые потенциально не востребованы на рынке труда. В том виде, в котором они проходят подготовку, они уже не нужны отечественной экономике. Справедливости ради необходимо отметить, что в некоторых российских регионах пустующую нишу весьма успешно заняли коммерческие, так называемые корпоративные университеты и другие учебные заведения, которые работают исключительно на заказ от промышленных гигантов, проводят необходимую подготовку и переподготовку кадров. Естественно, за немалые деньги, используя интеллектуальный потенциал своих вузов. Но предприятия идут на это, поскольку работники соответствующих квалификаций и требований – абсолютный дефицит. А государственные образовательные учреждения сегодня зачастую не ориентированы на потребности рынка.
Не случайно на коллегии прозвучала мысль о необходимости проведения соответствующего мониторинга: сколько и каких специалистов готовят в регионах, в разных учреждениях НПО и СПО. Министр образования готов собирать эту информацию до мельчайших подробностей, вплоть до отдельно взятого ПТУ.
Другая проблема, с которой столкнулись участники коллегии, обсуждая тему, – это низкий уровень квалификации мастеров производственного обучения. Многие из них имеют разряд рабочей специальности гораздо ниже, чем его выпускник. Тут столкнулись с дилеммой: как “сделать” мастера ПО и квалифицированным, и имеющим стаж? Ведь школьник, получивший специальность мастера ПО в училище и начавший там преподавать, таким опытом, безусловно, не обладает. Старая, как мир, проблема заставила серьезно задуматься. В этой связи вспомнили об индустриально-педагогических вузах, когда-то созданных именно для обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами системы НПО и СПО. И выяснилось, что ныне выпускники этих вузов в училище работать не идут, не заставишь. Потому что незнакомы они с этой системой. Раньше-то в этих вузах обучались исключительно выпускники ПТУ. А, окончив вуз, они возвращались в систему. Пришли к выводу: а не вернуться ли к хорошо забытому старому? Может, студенческую среду индустриально-педагогических вузов следует формировать именно из числа выпускников ПТУ либо мастеров производственного обучения?.. Последние, как выяснилось, очень хотят получить высшее образование, но не имеют средств на платное обучение.
Дельное замечание прозвучало из уст главного научного сотрудника института развития профессионального образования академика РАО Евгения Ткаченко. Евгений Васильевич справедливо заметил, что сегодня в решении этой проблемы необходимо активнее использовать не только и не столько административные ресурсы, сколько законодательные. Многие проблемные моменты можно и нужно закрепить в федеральном законе.
Наталья ЖУКОВА
Комментарии