Как вы выбираете программы повышения квалификации? Чем руководствуетесь, на что ориентируетесь? Как понимаете, обучение будет полезным для профессиональной деятельности или формальным: вы получите «бумажку» и свободу на ближайшие три года?
Московские учителя много и с готовностью повышают свою квалификацию. Например, 19,5% слушателей МИОО учатся несколько раз в течение года, ориентируясь на новые компетенции и новые программы, почти 26% – каждый год. Действующее законодательство предоставило организациям, осуществляющим повышение квалификации и профессиональную переподготовку, значительную свободу. Кроме того, ДПО не имеет стандартов (ФГОС) и требований (ФГТ). Процедура аккредитации дополнительных профессиональных программ (ДПП) также необязательна. На рынке появилось множество игроков: это организации государственные и негосударственные, специализированные и те, для которых ДПО побочный бизнес. В результате, с одной стороны, учителя получили возможность выбирать, чему, где, когда и как учиться, что удобно, особенно в условиях мегаполиса, с другой – это облегчило жизнь недобросовестным педагогам, критерии выбора которых лежат вне профессиональной плоскости (легкость получения удостоверения, краткосрочность обучения). Между тем государство тратит значительные средства на повышение квалификации и не может допустить их расходования вхолостую.Ключевую роль в обеспечении быстрого реагирования на социальные и профессиональные запросы педагогических работников отводят дополнительным профессиональным программам. Каждый год их появляется великое множество, поэтому обеспечение качества и конструирование механизма информирования учителей о том, куда пойти учиться, чтобы научиться, – сегодня центральные проблемы ДПО. Тем более что качество ДПП впоследствии сказывается на качестве общего образования. По инициативе Департамента образования в 2014 году создан Экспертный совет по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций. Его задача – комплексная оценка программ, выявление успешного опыта реализации образовательных услуг в сфере ДПО, стимулирование обновления содержания, внедрения инновационных методов и форм обучения, гарантирование разнообразия и качества выбора программ. Координатор деятельности Экспертного совета – Московский институт открытого образования (МИОО). Вся деятельность совета открыта и прозрачна: информацию оперативно размещают на соответствующей странице сайта МИОО (http://www.mioo.ru/otsenka-kachestva-programm-dpo/ekspertiza-programm-dpo/rezultaty-ekspertizy-dpp.html). Совет работает на постоянной основе, это коллегиальный и независимый общественно-государственный орган. Организации московского и федерального подчинения, повышающие квалификацию учителей столичного региона, добровольно передают свои программы на экспертизу. Только прошедшие экспертизу программы размещают затем на портале дополнительного профессионального образования педагогических работников Москвы (dpomos.ru). Таким образом, портал перестал быть просто местом, где производят запись на программы от разных производителей, сегодня портал – это собрание качественных, прошедших независимую экспертизу программ. К каждой программе приложена карточка экспертизы, которая содержит описание самой программы. Естественным образом возникает вопрос: что мы подразумеваем под качеством ДПП? Качество определяется по критериям, установленным на основе требований нормативной базы в сфере ДПО. Экспертное оценивание осуществляют по четырем областям, это глубокое исследование. Первая область экспертизы связана с изучением таких характеристик программы, как соответствие цели программы (переподготовки или повышения квалификации) теме, планируемым результатам, сроку освоения, с проверкой ориентации планируемых результатов обучения на Федеральный государственный стандарт высшего образования и Профессиональный стандарт педагога. Следующая область экспертизы направлена на изучение содержания программы и оценку обязательных компонентов: учебного плана, формы обучения, срока обучения, режима обучения, форм контроля, наличия базовой и профильной частей. Особое внимание эксперты уделяют новым образовательным подходам, технологиям и концепциям, обеспечивающим эффективность реализации программы.При экспертизе организационно-педагогических условий реализации программы (третья область экспертизы) Экспертный совет рассматривает такие факторы, как наличие перечня рекомендуемой основной и дополнительной литературы, его соответствие требованиям основным тенденциям развития московского образования, современности, доступность и достаточность для реализации программы, достоверность интернет-ресурсов. Помимо содержательных и технологических составляющих эксперты подробно рассматривают процедуры промежуточной и итоговой аттестации слушателей, оценочные материалы и формы аттестации, которые должны быть применимы в профессиональной деятельности педагога. Заключения, выданные независимыми друг от друга экспертами, позволяют либо рекомендовать программу для внедрения в систему ДПО Москвы, либо отклонить и направить ее на доработку, связанную с устранением экспертных замечаний. Окончательное решение об одобрении или отклонении программы принимает Экспертный совет.Далеко не все программы находят одобрение у независимых экспертов. На сегодняшний день только 57% поступивших на экспертизу программ получили положительную оценку, остальным 43% было отказано в праве на реализацию. Основными причинами отклонения стали отсутствие структурно-логической целостности программ, превалирование теории над практикой: минимальная практическая ориентация программ, неприменимость результатов обучения в профессиональной деятельности педагогов. Это далеко не полный перечень проблем, на которые Экспертный совет обращает внимание в ходе насыщенной, полной споров и обсуждений работы по созданию конкурентоспособных программ для системы ДПО столичного региона. Перспективы работы Экспертного совета связаны с совершенствованием процедуры экспертизы программ. Огромное внимание уделяют и привлечению новых экспертов, особенно учителей, чей профессиональный опыт принципиально важен для полноценной экспертной оценки важности данной программы для московского учителя. Их участие в экспертном сообществе сделает экспертизу более качественной и прозрачной. Татьяна РАСТАШАНСКАЯ, проректор МИООГосударственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Москвы «Московский институт открытого образования» объявляет конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников по кафедрам: международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе:- преподаватель – 1 ставка;- доцент – 1 ставка. истории культуры и религий народов России:- доцент – 2 ставки.Прием документов на конкурс (заявление, копии дипломов, копия трудовой книжки, список опубликованных учебных изданий и научных трудов) осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 36, каб. 208, управление кадров, тел. 8(499) 977-74-96. С Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, квалификационными характеристиками должностей, месте и дате проведения конкурса можно ознакомиться на сайте организации www.mioo.ru в разделе «Ученый совет».
Комментарии