search
main
0

Плавали, знаем!

Отработка типовых вариантов заданий при подготовке к ОГЭ по физике

Одним из самых значимых моментов в жизни школьника является сдача экзаменов за курс основной, а затем и средней школы. Поэтому у меня как учителя физики всегда есть цель – подготовить ученика к успешной аттестации по своему предмету. Необходимо понимать, что обычно дети знают предмет в меньшем объеме, чем это требуется для сдачи ОГЭ на хорошую или отличную оценку. Поэтому очень важно организовать работу по подготовке школьников к итоговой государственной аттестации, отталкиваясь от качественной и проверенной базы – учебных пособий, справочников, тематических и типовых экзаменационных вариантов. Для меня наиболее значимыми являются пособия по физике под редакцией Е.Е.Камзеевой – педагога, принимающего непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ.

На данный момент актуальным изданием является справочное издание 2022 года «Физика. Основной государственный экзамен. Типовые варианты экзаменационных заданий». Структура и содержание пособия сохраняют основные тенденции, заложенные Еленой Евгеньевной в своих работах прежних лет и подобных изданиях других авторов. Основа пособия – 30 типовых вариантов экзаменационных заданий ОГЭ по физике. В каждый вариант включены задания трех уровней сложности – базового, повышенного и высокого – для всех разделов курса физики, изучаемых в 7-9-х классах общеобразовательной школы.

Обобщенный план варианта КИМов, справочные данные и предлагаемые тренировочные варианты издания помогут учителю организовать итоговое повторение на следующих принципах: тематический, логический, временной, сложности, доступности. Знания, полученные логическим путем, способствуют пониманию более сложного материала. В результате дети учатся правильным рассуждениям при решении задач и осваивают основные принципы их решения, тренируются работать в условиях ограниченного времени, пользоваться своей интуицией, опираясь на знания из различных разделов физики.

Большую роль при подготовке к ОГЭ по физике сыграет предлагаемая автором система оценивания экзаменационной работы на примере 30-го варианта. Это не только разбор заданий, как обычно, второй части экзамена с критериями оценивания, но и решение всего варианта работы с образцом выполнения лабораторного задания.

Задания №15 и 16 пособия предлагают оценить навыки учащихся проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений; анализировать отдельные этапы проведения исследования на основе его описания, делать выводы на основе описания исследования, интерпретировать результаты наблюдений и опытов.

Одно из сложных заданий варианта (№17) оценивается в три балла. Оно связано с проведением реального эксперимента: нужно собрать экспериментальную установку и произвести измерения. Это задание вызывает сложности у ребят, поскольку в школах есть проблемы с проведением лабораторных работ, оцениваем погрешности измерений.

Автор предлагает перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментального задания, что особенно ценно для учителя, специалистов по подготовке аудитории, проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ ОГЭ по физике. Особенность комплектов состоит в том, что один комплект предназначен для выполнения целой серии экспериментальных заданий. Поэтому для одного конкретного задания комплекты избыточны по сравнению с номенклатурой оборудования, необходимого для его выполнения. На этой основе можно организовать разнообразные практические задания для учащихся. Да и школьник на предлагаемых примерах получает возможность обыграть свою лабораторную работу.

Большой удельный вес в КИМах имеют задания с использованием графиков. В стандартных задачниках они встречаются достаточно редко. Поэтому необходимо для каждой формулы (а не только для механики и газовых законов) изучать ее графическую интерпретацию. В заданиях такого типа требуется, как пра­вило, умение читать графики функций (на­ходить значения по оси абсцисс или орди­нат, коэффициент пропорциональности для линейных функций и т. п.) или соотно­сить символическую запись закона (фор­мулы) с соответствующим графиком. И как результат большое количество заданий способствует формированию у школьников понятия функциональной зависимости физических величин. При дальнейшей отработке подобных заданий формируются и развиваются навыки аккуратного и быстрого выполнения чертежа, пользования координатной сеткой, простейшими чертежными инструментами.

При использовании учебного пособия при организации подготовки к ОГЭ по физике возможна большая и разноплановая работа по формированию информационной компетентности учащихся, развитию межпредметных связей, интеграции с ЭФУ учебников А.В.Перышкина. Применение ИКТ позволяет создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению учебного материала, визуализировать учебный материал, осуществить автоматизированный контроль качества полученных знаний.

Подведем итоги. Почему я использую в ходе подготовки к ОГЭ по физике данное пособие?

Автор заданий – ведущий специалист, принимающий непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов ОГЭ. Издание прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Выпускается издательством «Экзамен», оно же печатает учебники по физике для 7-9-х классов А.В.Перышкина, там же электронные формы учебников, которые мы используем в своей работе.

Словом, лейтмотивом пособия является высказывание известного математика Джорджа Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

Владимир СКРИПКИН, учитель физики и информатики Горловской школы, Скопинский район, Рязанская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте