В ноябре правительство утвердило новую Концепцию реформирования оплаты труда работникам бюджетных отраслей. Это лишь первый шаг, следующий – разработка отраслевых стандартов. В ближайшие недели проекты законов поступят на утверждение в Думу. А новые тарифные сетки вместо прежней ЕТС начнут действовать с 1 октября 2003 года.
Почему нужно реформировать?
С изменением системы взаимоотношений федерального и территориальных бюджетов оплата труда на основе ЕТС вступает в противоречие с действующим законодательством. Бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления становятся самостоятельными, и потому финансирование бюджетных учреждений, по мнению федерального правительства, должно осуществляться за счет их собственных источников доходов. Они получают право самостоятельно определять, на что пойдут их средства. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий ставки и оклады сегодня не в полной мере учитывают различия в уровне стоимости жизни по регионам. Не решает проблемы и применение районных коэффициентов.
К тому же система оплаты труда на основе ЕТС не учитывает особенности труда отдельных категорий работников, не создает у них заинтересованности в повышении результативности труда. Трудно и систематизировать надтарифные выплаты с учетом требований Трудового кодекса. “Сжатие” ЕТС в 2001 году и сокращение дифференциации между ее разрядами с 10 до 4,5 раза, по существу, исчерпало возможности ее дальнейшего совершенствования.
Отраслевая система оплаты труда
в образовании
Оклады работников образования будут различаться в зависимости от уровня образования, от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, от педагогического и научно-педагогического стажа и занимаемой должности. Измерителем базовой квалификации работника станет время общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для выполнения той или иной работы.
По каждому типу образовательных учреждений устанавливается пять стажевых групп. Межстажевые соотношения могут изменяться в зависимости от количества финансовых средств и соответственно возможностей привлечения и сохранения квалифицированных кадров. Предусмотрен механизм повышения ставок заработной платы за почетные звания и квалификационную категорию.
Наряду с общими для всей бюджетной сферы надбавками к ставкам и окладам в отрасли сохраняются надбавки за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в ЗАТО, за работу в образовательных учреждениях ИТК Минюста и др.
Переходный период будет коротким
В Концепции предусмотрено, что в принципе выплаты зарплат перейдут на муниципальный уровень вместе с соответствующими финансовыми средствами. Но это произойдет еще не в следующем году. На период с октября 2003 года на 3 месяца будут выделены 10,6 млрд. рублей из федерального бюджета, и примерно 30 млрд. рублей субъектам Федерации придется заложить на повышение зарплаты в свои бюджеты.
На днях после доработки Концепция была отправлена на согласование в регионы. Поэтому изменения в ней еще возможны. Проект федерального закона о системах зарплаты будет дорабатываться Министерством образования. Центр определит только основной уровень, меньше которого губернаторы платить зарплату учителям не имеют права. А больше – сколько угодно. Однако известно, что чуть ли не у половины регионов с деньгами туго. Но теперь вся ответственность за выживание сферы образования (и не только ее) ляжет на губернаторов.
“Большинство субъектов с этим справится, так показывают расчеты, – уверяет министр труда и социального развития Александр Починок, – остальным придется помогать”. По его словам, источником доходов станет реформа системы местного самоуправления плюс укрупнение муниципалитетов. Но это лишь в будущем, а пока с 1 октября 2003 года “объявляется” переходный период. То есть те субъекты, которые смогут, перейдут на новые сетки с октября. Остальные должны это сделать до 1 января 2004 года.
Основные принципы Концепции Александр Починок сформулировал так. “Мы безусловно увеличим ставку первого разряда. Второе – по меньшей мере не уменьшим соотношение между ставками первого и последнего разрядов. Третье – не должно быть ни одного работника, у которого зарплата понизилась бы по новой системе, но также и у которого зарплата повысилась бы на уровень ниже уровня инфляции. Это объем гарантий, который мы можем дать. Мы не можем дать гарантий равного повышения всем оплаты труда именно потому, что пытаемся учесть отраслевые особенности. Процент повышения зарплаты у работников будет разным. Федеральный уровень будет минимально допустимым на территории страны”.
Тарифная часть зарплаты, как обещают, будет везде выше уровня инфляции. А этот уровень в проекте бюджета составляет 11,3%. Учитываются особенности труда и место труда, поэтому северные коэффициенты, учет прожиточного минимума остаются. Все остальные системы надбавок и доплат могут быть дифференцированы. Как планируется, будет упорядочена система доплат за особые условия труда, непрерывный стаж, совмещение должностей и т.д.
Депутаты обещают не давать учителей в обиду. Объявлено также, что будет создана комиссия из представителей профсоюзов и работодателей, которая будет уточнять новые документы. Вопросу реформирования оплаты труда на днях было посвящено заседание Комитета по образованию и науке Думы. Ярые противники поспешного, по их словам, перехода на новую систему, среди которых и председатель думского Комитета по образованию Александр Шишлов, представили множество аргументов против. Среди них, в частности, то, что предлагаемая система не даст возможности привлекать молодые кадры, компенсация в 1,33 раза – лишь возможность продолжения того же образа жизни, что и сейчас, у учителей, не может быть поставлен вопрос выбора приоритетов и маневра внутри системы. Наконец, повышение ответственности субъектов Федерации одновременно означает уход от ответственности федерального центра. Было решено 14 января провести парламентские слушания по вопросам нового реформирования, к этому времени уже будут известны мнения многих педагогов из субъектов РФ.
О том, какой станет новая система оплаты труда, рассказал Игорь ИЛЬИН, начальник Департамента Министерства труда и социального развития.
– Тарифная система будет состоять из 4 частей. Это оплата труда руководителей по типам и видам учреждений и еще своя разбивка по группам оплаты труда. Оплата труда специалистов также будет зависеть от видов и типов учреждений, образования и стажа работы.
Третья группа – рабочие и часть служащих: здесь будет наименьшее количество изменений. Четвертая составная часть тарифной системы касается тех, кто работает с трудными детьми, то есть предусмотрены повышенные ставки оплаты для тех работников, которые работают в особых условиях.
Кроме тарифной части будут еще надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, то есть там, где есть ночные смены, совмещение профессий. И особо отмечаю, что сохраняется система оплаты по районным коэффициентам в соответствии с действующим законодательством.
Предусмотрены также стимулирующие выплаты. Они делятся на вознаграждение за стаж непрерывной работы, а также за ученую степень, за почетные звания. Эти надбавки будут устанавливаться правительством для федеральных учреждений, а субъектами Федерации – для региональных.
Система премирования и система стимулирующих выплат за результаты работы сохраняются примерно в том же виде, что и сейчас. Размеры и виды таких выплат будет устанавливать само учреждение.
Еще одно новшество – введение для особо выдающихся специалистов на индивидуальных условиях и на основе срочных трудовых договоров ставок заработной платы без ограничения размера. Разумеется, в порядке исключения.
Главное: будет несколько иным распределение полномочий – то, что вызывает наибольшее количество возражений. Предлагаемая система оплаты труда работников образования будет распространяться не только на учреждения федерального уровня, она будет рекомендована субъектам РФ для всех. В этом ее отличие от существующей тарифной сетки, которая была обязательной федеральной системой оплаты труда. Теперь у субъекта появляется больше прав по установлению различных систем оплаты труда, потому что все особенности, которые есть у образовательных учреждений, мы отсюда, из центра, учесть не можем, да и сейчас не учитываем с Единой тарифной сеткой.
ЕТС с середины 80-х годов вошла в противоречие с действующим законодательством в части разграничения бюджетов центра и регионов. Территории самостоятельны, а мы до сих пор принимаем решения на федеральном уровне за счет их средств. Местные бюджеты также являются самостоятельными, поэтому первоначально планировалось и им дать возможность устанавливать систему оплаты труда. Но пока мы от этого отказались и устанавливаем разграничение прав между правительством и субъектами Федерации. У нас есть и очень крупные муниципальные образования. Поэтому если субъект примет решение о передаче полномочий на уровень муниципального образования, то это будет его право.
Конечно, мы бы очень хотели при введении новой системы оплаты труда решить и вопрос повышения зарплаты. Но возможности ограничены, предстоят выплаты по внешнему долгу, и эти ограничения мы преодолеть не можем.
Перераспределение полномочий приведет к усилению ответственности субъектов за уровень оплаты труда бюджетников на своей территории. Пока мы сталкиваемся с тем, что губернатор следует тарифной сетке: вы получили, и все – ни копейки больше. Мы считаем, что можем подтолкнуть многих из них к существенному повышению зарплаты на своей территории.
Что касается федеральных гарантий, то они связаны с работой комиссии Дмитрия Козака, которая сейчас разграничивает межбюджетные полномочия. Принимать гарантии за счет субъектов Федерации было бы неправильно. Сейчас мы оплачиваем из федерального бюджета примерно 20% федеральных бюджетников, и если встанет вопрос об обеспечении всех по ЕТС, то бюджета на это не хватит. При нынешней системе оплаты, как бы мы ни старались устанавливать федеральные гарантии, у нас всегда в худшем положении будут федеральные учреждения. Они будут получать на уровне минимума, тогда как субъекты получат право устанавливать больше. Такая ситуация сейчас в Москве, когда московские учреждения получают в 2 раза больше, чем федеральные. Хотя у последних более высокий уровень и специалистов, и учреждений.
Выступая несколько месяцев назад на Госсовете, президент обещал “на примере образования отработать оптимальную модель разграничения полномочий”. Так что педагогам еще придется побывать в роли подопытных кроликов.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии