Маленький винтик большой машины?
Нас, производственников, работодателей, устраивает концепция профессиональных лицеев, реализующих интегрированные программы профессионального образования с помощью личностно ориентированной педагогики. Нужно качество, а не количество. Нужна творчески развитая личность, а не “маленький винтик” большой машины. Новое время требует новых кадров. Им предстоит вплотную заниматься реконструкцией оборудования, вводом новых теплофикационных мощностей на базе газотурбинных и парогазовых технологий, внедрением новой техники, основанной на применении персональных и сетевых компьютерных комплексов, решать экологические проблемы энергетики, что потребует от специалистов всех уровней глубоких теоретических знаний.
Компания АО МОСЭНЕРГО считает, что подготовка в одних стенах рабочих и техников – будущих специалистов энергетиков, воспитание их личности – это удачное вложение капитала.
Юрий ВАВИЛОВ,
зам.генерального директора АО МОСЭНЕРГО
Требования не для всех
В ноябре 1998 года по вине частной котельной произошла крупная авария на теплотрассе. Пострадала вся система отопления нашего колледжа и общежития. В ликвидации аварии никто нам не помог: у Департамента науки и образования, как всегда, не было денег и тем более техники и людей для проведения таких работ. У бывших шефов имелись и техника, и люди, и деньги, но, увы, им уже было не до нас. Заводы бросили свои прежде любимые, строящиеся за их деньги техникумы и училища. Собственными силами ликвидировали аварию. Министерство образования РФ выделило нам деньги для оплаты труда городской бригады, которая работала с нашими мастерами производственного обучения.
Мы столкнулись со стеной непонимания, остались один на один с нашей бедой. Нам говорят о том, что за все виды работ надо платить. Нет денег? Зарабатывайте! За коммунальные платежи – плати учебное государственное заведение. За содержание парка станков, лабораторий – плати! За продление лицензии – плати! Санэпидемстанции – плати, противопожарной охране – плати, за ликвидацию аварии – тоже плати. Кроме того, надо заплатить налог за дороги (6000 рублей). А ведь этой суммы хватило бы на год для приобретения спортивного инвентаря.
Сегодня для продления лицензии необходимо заполнить шесть форм, а список технической литературы занимает свыше тридцати страниц. Почему такое недоверие к государственным колледжам? Для того чтобы оформить акт на владение землей, надо заплатить свыше десяти тыс. рублей. Все эти суровые требования не относятся к коммерческим филиалам вузов, которые растут, как грибы после дождя.
Государство должно понять, что главная задача в профобразовании – готовить квалифицированных рабочих, профессиональных техников. Не получая денежных средств от государства, колледжи вынуждены для дальнейшего своего существования, для сохранения учебно-материальной базы искать пути, способы зарабатывания денег. Чего только не придумывает бедная администрация: от выращивания шампиньонов до организации предпринимательской деятельности. Умение зарабатывать деньги считается главным критерием успешной работы учебного заведения, а про знания студентов, их качественную подготовку забыли.
Профессионально-техническое образование – самое дорогое: оно требует наличия парка станков, оборудования, их оснащения и квалифицированных мастеров производственного обучения. Пусть на меня не обижаются колледжи, которые готовят бухгалтеров, продавцов, строителей, – эта профессиональная подготовка не самая дорогая, она не требует денежных вложений на содержание, ремонт, профилактику оборудования и станков с ЧПУ.
В связи с тем, что заводы стоят, набор в технические колледжи идет трудно. Молодежь не хочет, получив техническое образование, оказаться без работы по своей специальности. Поэтому технические колледжи сегодня находятся в самом тяжелом положении. В поисках выхода из этого тупика многие директора вместе с педагогическими коллективами открывают новые специальности на коммерческой основе, которые популярны в обществе и у молодежи.
Многочисленные проблемы профессионально-технического образования можно разделить на финансово-хозяйственные и организационные вопросы.
Если государство не может содержать свои подведомственные государственные учебные заведения, тогда оно обязано создавать условия для самостоятельного существования колледжа по Закону “Об образовании”.
Сергей ФАДЕЕВ,
директор Калужского
технического колледжа
Как избавиться от стереотипов
Сегодня работа с базовым предприятием – это хорошо забытое старое. Но раньше мы были просителями, теперь становимся партнерами. До прихода в училище я работал коммерческим директором большого оборонного завода. Первое впечатление от увиденного при переходе на новую работу было ужасающим: нищета, оборудование старое. Мы с коллективом стали искать возможность заработать деньги на свое существование. Пришла идея обратиться к бывшему базовому предприятию “Волготрансгаз”. Мы предложили совместно использовать наши площади для организации непрерывного обучения, повышения квалификации их рабочих. Пришлось полностью переоборудовать все лаборатории, провести капитальный ремонт, скорректировать план набора детей, ввести новые профессии, необходимые предприятию.
Что мы получили? Специалисты предприятия проводят занятия с нашими детьми. У ребят изменился подход к учебе, ведь они обучаются профессии на том же оборудовании, что и взрослые. У нас появились современные лаборатории.
Конечно, совместное обучение, совместное использование лабораторий – это никакое не новшество. Давным-давно используется в Германии на всех ведущих фирмах. А мы долго жили стереотипом, что наше образование самое лучшее, самое правильное в мире. Оказывается, нам надо многому учиться, брать на вооружение идеи, которые оправдывают себя в других странах.
В нашем лицее мы поменяли структуру обучения детей. Производственное обучение построено так же, как на предприятии. То есть группу ребят мы разбиваем на производственные звенья, бригады, участки. Что это дает? Наш выпускник сразу же готов работать в той традиции, которая существует на производстве. Нам все время приходится выходить за рамки документов, инструкций, положений. Но все эти проблемы разрешимы.
Виктор ОХОТНИКОВ,
директор профессионального
лицея # 68
Арзамас,
Нижегородская область
Комментарии