Нынешняя выставка «Диор. Под знаком искусства» в Пушкинском музее – одна из тех, на которые постоянные аншлаги и гигантские очереди. Причем стоят в ней не только гламурные дамочки на высоченных шпильках, но и студенты, и бабушки с детьми, и немало молодых и не очень мужчин. Еще удивительнее, что, несмотря на нескромную цену билета, многие ходят туда по несколько раз. Что, казалось бы, у них общего с высокой модой? Отвечая на подобный вопрос, героиня Мэрил Стрип в фильме «Дьявол носит Прада» изрекла, что сначала модельер выводит на подиум небесно-голубой цвет, а спустя год вещи такого оттенка появляются на всех рынках… Это справедливо и по отношению к Диору. Помните юную Людмилу Гурченко в знаменитом черном платье с муфтой? Вот этот обворожительный силуэт – изобретение Диора, который взял все лучшее из прошедших эпох и отсек все лишнее.
Само пространство выставки выстроено удивительным образом. Из скромного фойе Пушкинского музея попадаешь в другое измерение, сразу ослепляющее блеском зеркал и многоэтажной перспективой. Чувствуешь себя то ли Золушкой, то ли Наташей Ростовой, поднимающейся по лестнице на свой первый бал. А вот и туфельки, кстати, расшитые камнями, стразами, бисером, золотом, серебром и цветными нитями.А платья?! Будучи архитектором по образованию, Кристиан Диор впервые стал строить, конструировать одежду по законам архитектуры. Боже, какие сложные, изысканные, головокружительные формы таят его костюмы, какие складки и драпировки! Но в глазах большинства Диор все же прославился платьями с тем самым силуэтом с пышной юбкой, на которую у него уходило не меньше шести метров ткани. Созданный им в 1947 году стиль New Look («Новый взгляд») подхватили миллионы женщин, в том числе, не зная имени творца, и в Советском Союзе. Потому что ну какой еще силуэт способен столь выигрышно подчеркнуть все достоинства женской фигуры, какой еще сотворит практически из любой женщины королеву с узкой талией, подчеркнутой, но закрытой грудью и стройными ногами (за счет длины ниже колена)?Неудивительно, что организаторы выставки подчеркнули принадлежность образов Диора к высокому искусству, разместив параллельно нарядам картины, фотографии и прочие артефакты классического и современного искусства. И вправду, трудно не заметить перекличку совершенно воздушных и разноцветных созданий Диора с творениями импрессионистов – Ван Гога, Сезанна, Ренуара – или его вечерних костюмов с фантастическим корсетом-поясом Bar, пышными подкладными юбками и цилиндрами, явно навеянными атмосферой кабаре с ироничными плакатами Тулуз-Лотрека…А еще на этой выставке можно вдруг почувствовать, что попал на церемонию вручения «Оскара», – один из залов манит фотовспышками и голосами. Под огромным экраном, на котором показывают звезд мирового кино, стоят платья, которые они же и надевали на «Оскар» или еще по какому-то торжественному случаю.Тема балов плавно перетекает в тему садов Диора. Ведь кутюрье мечтал о царствовании женщин-цветов. Одной из них, несомненно, была Одри Хепберн. Она присутствует в зале через свое фантастическое короткое платье Armide, в котором была запечатлена классиком глянца Ричардом Аведоном. Боже мой, какое оно хрупкое, воздушное и как в нем угадана суть Одри! Сотворенное из белого невесомого тюля в несколько слоев, оно сияет и переливается словно от капель росы, а не серебряных нитей и камушков. Форма баллона придает ему дополнительную легкость, а расшитые прозрачными камнями подол, бретели, лиф и очаровательный узкий бантик на поясе делают его платьем сказочной, вечно юной принцессы.Посмотрев фильм о многообразии связей Дома Диора с советской модой, можно устало, но благодарно попрощаться с волшебным аттракционом Дома Диора. А дома, покопавшись на полках со старыми мамиными или бабушкиными журналами (а за неимением – в Интернете), найти выкройку того самого, навеянного силуэтом Диора, платья с запахом и юбкой-венчиком, чтобы сшить себе наряд «из Парижа». А может быть, увиденное подтолкнет вас к чему-то небывалому, даже не связанному с модой, возможно, вам вдруг до зуда в ладонях захочется сделать что-то красивое.Тем, кто не сможет посетить выставку, открытую до 24 июля, советуем зайти на сайт www.diorcouture.com/pouchkine/ru/#/exhibition, чтобы хотя бы виртуально приобщиться к прекрасной эпохе. Тем более что там есть возможность панорамной, на 360 градусов, экскурсии по всем залам. Даже в таком виде сильно впечатляет.
Комментарии