На левом берегу Волги стоит небольшой городок Краснослободск. Над маленькой пристанью кружат чайки. Рейсовый пароходик, мягко покачиваясь на волжской волне, отходит от причала. Впереди – голубая ширь могучей реки, виднеющиеся прямо на противоположном берегу бетонные стены порта, центральная набережная Волгограда. А в Заволжье нет грохота и шума оживленного мегаполиса. Краснослободск граничит с уникальным природным парком. Это жемчужина не только Среднеахтубинского района, но и Волгоградской области.
Царицынское займище – так в старину звались здешние места – все еще необыкновенно красивые, известные редкими растениями и животными. Живописные озера, малые ерики, окаймленные величественными тополями, вязами, могучими дубами и печальными ветлами. Земля наша прекрасна, но…
Волго-Ахтубинская пойма не случайно стала охраняемой территорией. Ее замкнутая экологическая система сегодня нуждается в защите. После строительства Волжской ГЭС поднялись грунтовые воды, нарушен естественный водный баланс маленького природного оазиса. И это не единственная экологическая проблема поймы. Чтобы сберечь красоту, хорошо бы знать, как это сделать. Но прежде полюбить свой край, его природу. А значит, сперва надо изучить их, не так ли?
Потому Елена Мейснер и вводит своих учеников в огромный мир. Строение атома. Загадка лопнувшей почки. Триумф появления ростка. Вкус маленьких открытий. Как часто, увы, его так и не удается пробудить в ребенке. Тем более что химия – трудная наука. Одни формулы чего стоят. И вот типичная ситуация. Мальчишка получает вымученные тройки, норовит прогулять урок. Но зато он увлекается компьютером. Педагог как бы невзначай спрашивает: «Ты не поможешь с видеопрезентацией новой темы?» Если не повысишь самооценку подростка, то в конце концов его потеряешь. При таком подходе «неудачников» можно по пальцам перечесть.
Хотя работа класса с учебником необходима, Мейснер любит и нестандартные уроки. Различные диктанты, игры (о внеклассных мероприятиях и говорить не приходится) пробуждают познавательный интерес. Современные школьники недолюбливают биологию. Наверное, из-за чрезмерного академизма учебников. Да и часы на этот предмет сокращены, невзирая на сложность программы. Чтобы закреплять пройденное, времени практически не остается. А хочется заинтересовать, увлечь, не погасить искорку живого любопытства в глазах ученика. Как? Только за счет практики, считает Елена Викторовна.
На полевых практиках под руководством Мейснер дети ведут мониторинговые наблюдения за окружающей средой. Берут пробы воды из Волги, из затона, из ерика Судомойка. Сравнивая, вспоминают нужные параграфы по химии, которая многим одногодкам до сих пор кажется заумной. Кроме того, у родителей большинства ребят есть дачи, большие огороды, так что почва в прямом и переносном смысле для опытнической работы имеется. Да и простой подоконник может стать благодатным полем для юного исследователя-биолога. Ну-ка понаблюдаем, на который день проклюнутся корневые образования фиалки. Когда образуется «розетка», появится первый цветок? Таких заданий у Елены Викторовны множество.
В Среднеахтубинском районе Краснослободская гимназия одна-единственная. 50 учителей, 500 учеников.
– У нас профессиональный и работоспособный коллектив. Постоянно учусь у старших коллег, – говорит Елена Викторовна.
Рядом с гимназией находится Волгоградская опытная станция Всероссийского института растениеводства им. Н.И.Вавилова. Богатейшая коллекция сортов и гибридов! Мейснер десять лет собирала там данные для своей диссертации, искала сорта, перспективные для селекции в Нижнем Поволжье. Процесс оказался долгим, кропотливым.
– Мне было интересно выявлять зависимости, которые в условиях жесткого континентального климата способствуют урожайности, устойчивости к болезням, – вспоминает Елена Викторовна. – Тем более что, исследовательская работа перекликалась со школьной. Я же химик-биолог. Взять химический состав плода, строение дерева. Это целые разделы химии и биологии.
На финале Всероссийского конкурса «Учитель года» в Москве дети из столичной школы в Олимпийской деревне быстро нашли с волгоградским учителем общий язык. Хотя материал оказался достаточно сложным. Кстати, по оценкам экспертов журнала «Химия в школе», Елена Мейснер нашла тогда весьма удачную игровую форму налаживания контакта с учениками, используя разноцветные «градусы» «эмоционального термометра». Но в начале конкурсного урока пришлось поволноваться, прежде чем холодок в атмосфере растопился. Рассматривая электронные оболочки атома, учитель проговаривала с подростками несколько раз одни и те же правила записи атомарного строения. Чего добивалась незнакомая учительница? Сколько можно делать одно и то же? Но «интрига» урока вдруг раскрывается. Восьмиклассникам предлагается выполнить задание самостоятельно, пользуясь опорными конспектами. Дети с изумлением понимают, что у них получается то, о чем раньше не имели ни малейшего представления. В конце самые отважные уже вовсю рвутся к доске, чтобы продемонстрировать, чему они только что научились. Этим ощущением успешности, конечно, они были обязаны профессионализму педагога.
Пригодилась каркасная проволочная модель атома с орбитами разной формы и пластилиновыми шариками – «атомарными частицами». Это интерактивное учебное пособие – собственная разработка. А помог изготовить его супруг Елены Мейснер, который стал надежной опорой в конкурсной эпопее. Конечно, в рамках одного урока трудно было продемонстрировать многолетний и многопрофильный творческий опыт Елены Мейснер. Ведь он включает непрерывную систему мероприятий по изучению химии с первого класса (простейшие наблюдения физико-химических процессов доступны уже в младшем возрасте), исследовательские и проектные работы учащихся на кафедре химии Волгоградского педагогического университета, где Елена Викторовна по совместительству преподает. И не забудем участие ее детей в экологическом проекте «Голубая планета», экспедиции по Волго-Ахтубинской пойме, которые надолго запоминаются ребятам.
Я попросила Елену Викторовну закончить несколько фраз:
Конкурс «Учитель года» помог мне…
– Увидеть себя со стороны, понять, на что способна, утвердиться в себе, приобрести знакомства, набраться полезных впечатлений, – сразу же подхватила она.
В педагогику я шла… осознанно, по стопам мамы. Она тоже учитель, химик-биолог.
Двойка – это… последнее средство воздействовать на ученика. Чаще всего приходим к взаимопониманию и без «неудов».
Я горжусь… своими учениками. Их победами на олимпиадах и конкурсах, результатами в экспедициях, на научно-практических конференциях. А главное, с годами многие дети становятся моими хорошими друзьями.
Больше всего меня как учителя огорчает… нежелание некоторых детей учиться. Но в педагогической копилке есть технологии работы даже и с такими «безнадежными» ребятами.
Мой профессиональный стиль… трудно сказать, какой он. Умею требовать. Сочетаю научный подход с практической направленностью обучения.
Помимо работы есть у учителя химии и биологии Елены Мейснер хобби – разведение элитных сортов фруктов и овощей. Небольшой сад и огородик у нее рядом с домом. Экспериментирует с семенами, прививками.
– Возьмешь на ладонь яблоко нового урожая, а оно румяное, сочное, хрусткое, ароматное. Залюбуешься! – улыбается Елена Викторовна. – Работа учительская чем-то сродни трудам хорошего садовника. Ежедневно нужно много сил, заботы и терпения. Умения и культуры. Увлеченности и созидательной радости.
Краснослободск, Волгоградская область
Комментарии