search
main
0

Пластиковый пакет – поэтический образ XX века

Улыбки, объятия и… сумасшествие “Оскара-2000”

26 марта примерно один миллиард землян смотрели 72-ю церемонию награждений призом американской киноакадемии “Оскар”. Россия видела отечественный вариант три дня спустя. ОРТ сделало настоящее благо, сократив программу и откомментировав ее. Получился нарядный праздничный вечер и даже почти без американского юмора “ниже пояса”, в последние годы прижившегося и у нас.

Все представленные картины недвусмысленно обозначили болезни общества, которое слыло образцом для подражания. В самом деле, давайте посмотрим, о чем рассказывают фильмы-участники? Мы не знаем подавляющего большинства заявленных на участие фильмов (их было 244), но думается, что и по части можно судить о целом. Самая частая тема – психические нарушения, самый распространенный герой – больной физически или морально человек. В экранизации романа современного писателя Дж.Ирвинга “Правила винодельческого цеха” речь идет о враче и его приюте для больных сирот (“Оскар” за лучшую мужскую роль второго плана и за лучший сценарий на литературной основе). Ребенок из картины “Шестое чувство” видит и ощущает мертвецов. Девушка считает себя юношей, страшно мучается и в конце концов погибает (фильм “Мальчики не плачут”). “Девушка, которую прервали” – рассказ об обитателях психиатрической больницы. Странные игры со стихией пола заполнили картину “Будучи Джоном Малковичем”, а целый набор “пряных” персонажей (извращенцы, смертельно больные люди) обитает в испанской картине П.Альмодовара “Все о моей матери”, снятой по-европейски красиво, но оставляющей консервативного зрителя, мягко говоря, в недоумении…

Главный призер – “Красота по-американски” английского режиссера Сэма Мендеса, как пишут критики, “развенчивает американский миф о крепкой семье”, превратив супружеские отношения в диковатый фарс. Несмотря на традиционный американский счастливый финал, положительных героев, борьбу со злом, нет ощущения победы человека. Есть ощущение победы над человеком. “Я устал от ненависти, которой переполнен мир”, – говорит один из персонажей фильма “Зеленая миля”, заключенный в тюрьме (экранизация романа С.Кинга о смертниках и их сторожах). Актрису А.Жони, выигравшую приз за лучшую женскую роль второго плана, похвалили за то, как она сумела передать “потерянный вкус к жизни”. Наконец, нельзя назвать приятной жизнь пригородов, где разворачивается действие “Красоты по-американски”, полных криминальных и житейских мерзостей. И над всем этим – уникальный герой, осознавший красоту, который после этого почему-то не может жить по-американски. Главный образ картины – тревожный образ, как признали это участники церемонии: уносимый ветром пластиковый пакет, брошенный возле универмага. Поэтический образ конца XX века, рожденный в “обществе потребления”. За эту пронзительную находку Алан Болл получил “Оскара” по номинации “лучший сценарий”.

Реальность улыбок на церемонии вручения, слез, объятий, нарядный зал, всеобщее оживление словно поменялись местами с отображенным на экране, и в конце концов появилось ощущение тревоги, которую все стараются не замечать, спрятать поглубже от самих себя. Видимо, чтобы поддержать дух участников и зрителей, в финале зазвучала внушительная музыкальная интермедия: смесь фрагментов из популярных американских фильмов разных лет, исполненных в традиции гимнов, которыми принято завершать важные мероприятия всенародного масштаба.

Но и это не смогло избавить церемонию вручения “Оскаров” от двойственного настроения, навеянного проблемными фестивальными картинами.

Ольга СТАВЛЬСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте