Как известно, Правительство Москвы приняло программу «Развитие образования Москвы на 2012-2016 годы («Столичное образование»)». Один из самых важных разделов программы – раздел, посвященный развитию профессионального образования.
Подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» Характеристика сферы реализации подпрограммы Система начального и среднего профессионального образования включает 145 государственных образовательных учреждений, в которых обучаются около 110 тысяч человек, в том числе 91 колледж Департамента образования (95 тысяч обучающихся). Численность экономически активного населения Москвы на сегодняшний день составляет 6,27 млн человек. Прогнозируемая структура и численность занятых по секторам экономики к 2016 году должна практически сохраниться на прежнем уровне, при этом кадровый дефицит составит ежегодно до 150 тысяч человек. Избыточное предложение на рынке труда работников с высшим образованием, обладающих, как правило, недостаточно высокой профессиональной квалификацией, а также неквалифицированных мигрантов не может решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы. Восполнение кадровой потребности должно происходить в основном за счет роста производительности труда экономически активного населения, в том числе молодежи. Для этого численность обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должна ежегодно составлять не менее 0,9-1,2 млн человек, что в 4-4,5 раза больше, чем в настоящее время. Сейчас доля выпускников общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, составляет не более 9,3%, а поступивших на программы начального и среднего профессионального образования не превышает 20%. Доля взрослых, повышающих квалификацию и проходящих переподготовку в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не превышает 15% от общей численности обучающихся по соответствующим программам. Внебюджетные средства государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, зарабатываемые ими в результате реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки, производства продукции и оказания услуг (общий объем за 2010 год – 568,6 млн руб.), составляют не более 5% от объемов их бюджетного финансирования. Приоритеты политики Правительства города Москвы в сфере реализации подпрограммы Ключевые приоритеты государственной политики Москвы в сфере модернизации системы начального и среднего профессионального образования: – ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики Москвы; – повышение привлекательности программ профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений; – повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями; – совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности; – обеспечение эффективной социализации учащейся молодежи города; – вовлечение государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в программы профориентациии учащихся и воспитанников образовательных учреждений. Характеристика ведомственных целевых программ и мероприятий подпрограммы Подпрограмма включает 17 мероприятий: Обеспечение в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования современных требований к условиям организации образовательного и учебно-производственного процессов. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – капитальный и текущий ремонт объектов недвижимости системы профессионального образования; – приобретение оборудования, мебели; – осуществление комплекса противопожарных мероприятий; – обеспечение государственных образовательных учреждений средствами защиты органов дыхания. Развитие системы непрерывного профессионального образования населения (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) по перспективным и наиболее востребованным экономикой Москвы профессиям. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – стимулирование создания и развития учебных центров подготовки квалифицированных работников, в том числе субсидирование учебных центров, реализующих программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки, соответствующих перспективам московского рынка труда; – реализацию программы льготного образовательного кредитования взрослого населения для получения прикладных квалификаций, повышения квалификации и переподготовки. Создание механизмов, обеспечивающих соответствие программ начального и среднего профессионального образования требованиям рынка труда и рынка образовательных услуг, ориентацию на перспективы развития экономики и социальной сферы города Москвы. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – формирование системы мониторинга и прогнозирования развития профессионально-квалификационной структуры рынка труда как основы заказа города Москвы на профессиональное обучение, профессиональную подготовку; – повышение квалификации и переподготовку в целях минимизации дисбаланса между спросом работодателей и предложением государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; – проведение эксперимента по организации обучения по программам прикладного бакалавриата в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и вузах; – внедрение программ прикладного бакалавриата по результатам эксперимента; – оптимизацию номенклатуры и содержания направлений подготовки с замещением устаревших новыми направлениями подготовки, отвечающими структуре инновационной экономики; – реализацию программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и социально-культурной адаптации трудовых мигрантов; – стимулирование разработки и реализации государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования программ инновационного развития. Внедрение московского стандарта качества профессионального образования, отвечающего задачам развития инновационной экономики и международным стандартам качества. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – разработку московского стандарта качества профессионального образования на основе лучших практик подготовки кадров в государственных образовательных учреждениях профессионального образованиях и в организациях, соответствующего требованиям инновационных технологий организации производства, международным стандартам качества; – конкурсную поддержку государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и организаций, внедряющих программы подготовки кадров, отвечающие московскому стандарту качества профессионального образования; – разработку и внедрение современных образовательных технологий и учебно-методического обеспечения (учебно-методических комплексов и электронных образовательных ресурсов) новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования; – создание единой открытой электронной библиотеки (базы) Москвы сертифицированных профессиональных образовательных программ профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, начального профессионального образования, среднего профессионального образования. Использование ресурсов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в организации общего образования. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – реализацию государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования профильных общеобразовательных программ; – обучение по образовательным программам профессиональной подготовки. Реализация механизмов укрепления взаимодействия государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – вовлечение работодателей в управление государственными образовательными учреждениями (наблюдательные, управляющие, попечительские советы), разработку и оценку образовательных программ; – организация совместной с предприятиями и организациями производственной деятельности, учебно-производственных практик и стажировок обучающихся и педагогических работников; – подготовка предложений по созданию организационных, правовых и финансовых условий совместного использования оборудования и материально-технической базы организациями и государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования; формированию совместных учебно-производственных и исследовательских комплексов организациями и государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования. Создание единой информационной среды профессионального образования и рынка труда. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – формирование открытой (публичной) базы данных программ и государственных образовательных учреждений профессионального образования и учебных центров города Москвы; – разработку и внедрение стандарта информационной прозрачности государственных образовательных учреждений профессионального образования города Москвы (требований к размещению и обеспечению достоверности информации на сайтах государственных образовательных учреждений); – формирование единого портала «Московский абитуриент». Создание системы управления качеством начального и среднего профессионального образования. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – создание элементов системы независимой сертификации государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, программ, выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (с участием объединений работодателей города Москвы), в том числе на соответствие международным стандартам качества; – подготовку предложений по квалификационным требованиям по наиболее значимым для экономики и социальной сферы города Москвы профессиям и должностям работников; – организацию и проведение регулярных профессиональных конкурсов квалифицированных специалистов и квалифицированных работников на основе партнерства профессиональных ассоциаций, работодателей и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Внедрение новых организационных, правовых, финансово-экономических механизмов, стимулирующих повышение качества подготовки, увеличение объемов выпуска продукции и оказания услуг, востребованных организациями и населением города Москвы, повышение эффективности и инвестиционной привлекательности государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Реализация данного мероприятия включает: – организационно-структурную и территориальную оптимизацию сети государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в том числе создание совместно с предприятиями и организациями кластеров по видам экономической деятельности для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров квалифицированного труда; – организацию работы по изменению типа государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в целях создания автономных учреждений. Развитие кадрового потенциала государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Реализация данного мероприятия включает: – организацию и проведение независимой экспертизы при проведении аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования; – разработку и внедрение профессиональных стандартов для управленческих и педагогических кадров системы начального и среднего профессионального образования города Москвы; – разработку и внедрение модульных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; – повышение квалификации и переподготовку управленческих и педагогических кадров государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в том числе в ведущих вузах и в организациях; – привлечение высококвалифицированных кадров, имеющих опыт работы на инновационных производствах; – поддержка (на конкурсной основе) программ развития кадрового потенциала государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, направленных на обновление компетенций и состава педагогических кадров. Формирование системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, направленной на освоение компетенций построения образовательной и профессиональной карьеры, в том числе с использованием ресурсов предприятий и организаций города Москвы. Реализация данного мероприятия включает: – разработку и реализацию программы популяризации системы профессионального образования города Москвы; – реализацию программы повышения привлекательности различных видов профессиональной деятельности, в т. ч. рабочего труда, с привлечением к этой работе объединений работодателей и средств массовой информации; – участие государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в ежегодных городских и всероссийских образовательных и профессиональных выставках; – создание системы олимпиад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся по профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования; – разработку и внедрение современных информационных средств профориентационной деятельности (печатных и электронных образовательных ресурсов) в профориентационную работу государственных образовательных учреждений общего и профессионального образования, центров профориентации; – создание служб трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на принципах деятельности рекрутинговых агентств. Создание условий для получения профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация данного мероприятия включает: – оснащение государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования залами лечебной физической культуры и кабинетами кондуктивной терапии для коррекции ограничений здоровья обучающихся и студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также незрячих обучающихся; создание автоматизированных рабочих мест для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных учреждениях и организациях профессионального образования; – обеспечение государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования специальным транспортом для посещения учебных занятий обучающимися и студентами из числа инвалидов; организация обучения обучающихся и студентов с нарушениями опорно-двигательной системы (колясочников); – издание учебников и учебных пособий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, дидактических и наглядных материалов для обучения лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и/или интеллектуальной недостаточностью в государственных образовательных учреждениях и организациях профессионального образования; – создание ресурсного центра профессиональной диагностики, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и сопровождения карьеры инвалидов; – материально-техническое и программное обеспечение обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе для обеспечения дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; – организация помощи специалистов государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования выпускникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в социально-трудовой адаптации и трудоустройстве на современном рынке труда. Реализация эффективных моделей охраны и укрепления здоровья обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, развития физической культуры и спорта, профилактики алкоголизма и наркомании. Реализация данного мероприятия включает: – разработку и внедрение стандартов по охране и укреплению здоровья обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования; – создание единой междисциплинарной системы мониторинга состояния здоровья обучающихся в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования; – введение системы тестирования обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования на употребление наркотических веществ; – поддержку государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих проекты сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактики аддиктивного поведения; – проведение городских, региональных конкурсов и участие в федеральных фестивалях, конкурсах по направлениям научно-технического и художественного творчества обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования; – организацию и проведение в системе профессионального образования чемпионатов, турниров и спартакиад по различным видам спорта и участие в официальных спортивных городских, всероссийских и международных соревнованиях; – повышение квалификации работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по вопросам охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья обучающихся, профилактики алкоголизма и наркомании. Создание совместно с подразделениями Военного комиссариата Москвы центров по допризывной подготовке обучающихся на базе государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Информатизация системы начального и среднего профессионального образования. Реализация данного мероприятия включает: – формирование материально-технических условий развертывания локальных виртуальных сред (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, вебинары, телетрансляции и пр.), а также развитие бесплатных беспроводных средств доступа к глобальным сетевым ресурсам в географической близости от государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования; – внедрение системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в области информатизации. Обеспечение эффективного использования потенциала государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и учащейся молодежи в интересах Москвы. Реализация данного мероприятия включает в том числе: – поддержку проектов государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, ориентированных на задачи городского развития; – создание механизмов активизации потенциала учащейся молодежи через поддержку предпринимательских, интеллектуальных, культурных инициатив, проведение конкурсов проектов, научно-технического и художественного творчества, физкультурно-спортивных мероприятий, развитие системы волонтерской работы; – создание учебно-производственных, проектно-исследовательских комплексов и центров общественного доступа как структурных подразделений на базе государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Оказание государственных услуг, выполнение работ государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования Москвы. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы Реализация подпрограммы предполагает осуществление комплекса мер государственного регулирования: правового, финансового и организационного характера, обеспечивающих достижение целей. Меры правового регулирования включают в себя: – разработку и принятие законов Москвы, направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации подпрограммы; – разработку и принятие правовых актов прямого действия, обеспечивающих комплекс организационных и финансовых мер по реализации подпрограммы. Финансовые меры включают разработку новых экономических механизмов, принятие изменений в законодательстве, обеспечивающих их введение. Организационные меры включают комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех вовлеченных в реализацию подпрограммы субъектов: ведомств, структур, учреждений. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы Финансирование подпрограммы осуществляется из бюджета города Москвы в пределах средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий. Для реализации мероприятий программы могут быть привлечены внебюджетные финансовые средства и иные поступления, если их использование не противоречит законодательству.
Комментарии