Вот и пришел черед последнего звонка. Теперь у старшеклассников впереди еще экзамены и выпускной бал – мероприятия итоговые, эмоционально напряженные, но по большому счету предрешенные в своих основных чертах: маловероятен провал отличника на экзамене, вряд ли троечник блеснет эрудицией. Итоги предсказуемы, хотя еще нужно поработать головой.
В экзаменационно-выпускной суете, которой сопровождается окончание каждого учебного года, учителю пора задуматься о будущем. На год грядущий планы лучше всего составлять именно теперь: в конце мая – начале июня. Конечно, это задача не одного отдельно взятого учителя, а всего школьного коллектива (пока коллеги еще не разъехались до 1 сентября, что затруднит координацию планирования мероприятий), завучей и в первую очередь директора. Однако качественный и реалистичный план может появиться на свет – и эта аксиома верна для любого вида человеческой деятельности – только при том условии, что каждый член коллектива, каждый учитель предложит свое видение тех дел, которые ему предстоит организовывать и проводить. В этом смысле школа уподобляется съемочной киногруппе советских времен: фильм рождается игрой всех артистов в совокупности, но каждый актер предлагает свои интонации, жесты, реплики, исходя из личного видения роли. В результате – подлинный шедевр. Сравните со стандартным голливудским фильмом, в котором исполнители ролей жестко следуют тексту сценария, как музыкант духового оркестра – нотам. Продукт у них выходит дорогостоящий, внешне масштабный, но бездушный. Отечественные фильмы несли в себе нравственный заряд, вызывали сопереживание. Так и отечественная школа (и все отечественное образование) выигрышно отличалась от европейской тем, что была одухотворена подвижническим трудом учителя, который никогда не ограничивался ролью статиста в съемке массовых сцен. Наш учитель – традиционно активный участник школьных дел, творец культуры, а не послушный исполнитель чей-то привнесенной извне воли.
Чем полнее будет учтена эта наша специфика в планировании, тем более жизненными, более действенными станут грядущие дела. Ведь мероприятия “для галочки” не нужны ни школьникам, ни директору, ни самому учителю, который и впредь должен сохранять за собой центральную роль в отечественном образовании.
Сегодня, в мае 2002 года, пора уже задуматься о делах на год вперед, в частности о мае 2003 года. Недавний опыт поможет сделать выводы и обобщения о том, как проводить праздник Победы, последний звонок, выпускной бал на следующий год. Ведь в сентябре многие полезные наблюдения успеют забыться.
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии