search
main
0

«Планы – это мечты знающих людей»

Качества команды, о которой можно только мечтать. Все преуспевающие команды имеют несколько характерных черт. Если их можно будет развить, то они помогут вам стать крепкой командой, способной выполнить любую задачу. Вот эти качества:

Члены команды заботятся друг о друге.

Нельзя создать команду без крепкой взаимосвязи активистов. Потому что она никогда не станет достаточно сплоченной, чтобы добиться успеха.

Члены команды знают, что каждый из них важен.

Главное, чтобы команда работала как единое целое. Каждый активист должен четко знать, что он является важным для всей команды.

Члены команды поддерживают общение друг с другом.

Люди в команде должны чувствовать, что находятся в дружественном окружении.

Открытое общение между товарищами по команде повышает продуктивность работы всей команды.

Члены команды растут вместе.

Рост активистов – это рост всей команды. Обучаться необходимо всем членам команды. Это важно и необходимо, с тем чтобы они по-прежнему были связаны друг с другом.

Члены команды с уважением и доверием относятся друг к другу.

Доверие позволяет членам команды начать работать как единое целое. Когда активисты знают друг друга, доверяют друг другу, тогда и начинает выявляться лицо команды.

Члены команды ставят свои интересы ниже интересов команды.

Успех активистов будет приходить с успехом команды. Индивидуализм дает серебро, а взаимодействие – золото.

Каждый член команды играет особую роль.

Члены команды берут на себя роли в соответствии с задачами команды, в соответствии с собственным талантом и способностями. Когда какая-нибудь задача не выполняется, страдает вся команда. В этом случае необходимо регулировать распределение ролей в команде.

Советы лидеру

Для того чтобы команда была эффективной, советуем принять Правила работы в команде, например:

следовать намеченной командой цели;

оказывать поддержку друг другу;

проявлять высокую дисциплину;

поддерживать в команде доброжелательные и доверительные отношения;

критиковать по делу;

быть пунктуальным;

уважать мнение каждого члена команды;

работать увлеченно, творчески, эффективно и с удовольствием;

решать конфликтные ситуации;

рационально распределять между собой роли;

не тратить лишнего времени на выполнение поставленных задач;

добиваться хороших результатов и т.д.

В каждой команде правила должны быть уникальными. В работе над принятием правил должен поработать каждый член команды. Правила обсуждаются и принимаются всей командой.

Распределение ролей и обязанностей в команде

За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек.

Бисмарк

Для эффективного взаимодействия в команде необходимо распределение ролей.

Определите более точно, что означает распределение ролей в команде:

во-первых, это означает правильное выделение ролей, согласно выполняемым задачам;

во-вторых, установление правил взаимодействия между ними;

в-третьих, расстановка активистов по ролям, которые им более всего подходят.

В команде каждый выполняет определенную роль в соответствии с его интересами, возможностями, желаниями. Предварительно каждый активист может заполнить следующую таблицу: Что я могу? Что я хочу? Чему бы хотел научиться?

После распределения ролей, определите перечень должностных обязанностей. А также условия что необходимо знать; что необходимо уметь; что должен делать. И должностные обязанности.

Как лидеру команды вам необходимо организовать дискуссию, целью которой будет выработка ряда основных правил.

– Эти правила должны подчеркивать, что каждый в команде имеет права выражать свою точку зрения, быть выслушанным.

– Вы можете напечатать эти правила и вручить каждому члену команды.

– Не нужно ничего усложнять, достаточно что-то вроде этого:

Я – равноправный член команды с соответствующими правами и обязанностями.

Я имею право на собственное мнение и свободен его выражать.

Я имею право быть выслушанным.

Я обязан предоставить такие же возможности остальным.

Если мне есть что сказать, мой долг сказать это.

Если мне нечего сказать, я должен послушать других.

Я имею право на то, чтобы изменить свое мнение.

Что делаем дальше?

(Алгоритм действий

лидера и команды)

Если команда актива ученического самоуправления вашей школы сформирована, можно приступать к работе. Разработайте алгоритм действий вашей команды. Он может быть примерно таким:

Изучаем потребности (предложения) учащихся школы через анкетирование, опрос; обрабатываем результаты.

Планируем работу актива.

Проводим собрание актива, корректируем план.

Организуем и проводим ученическую конференцию (утверждаем план, обсуждаем проблемы самоуправления учащихся в школе, принимаем решения).

Участвуем в работе педагогического совета школы по определенным вопросам.

Участвуем в работе общешкольного собрания с вопросами активизации ученического самоуправления.

Разрабатываем локальные акты, документы (положение об активе школы, класса, кодексы, памятки и т.д.)

Устанавливаем связи с общественностью (СМИ, учреждения дополнительного образования, общественные организации и т.д.).

Реализуем план работы: проекты, переговоры, совещания.

Организуем обучение актива (школьного и классных активов)

Прежде чем планировать работу актива, изучите потребности учащихся, связанных с жизнью и деятельностью в вашей школе.

Вы можете провести подобное анкетирование:

1. Что тебе нравится в нашей школе?

2. Что бы ты хотел (а) изменить?

3. Какие дела, мероприятия, проводимые в нашей школе в прошлом году, тебе понравились?

4. Какие бы мероприятия ты организовал(а) сам(а)?

5. Что бы ты мог (могла) предложить провести в школе в этом году?

6. Какие дополнительные органы самоуправления можно организовать в вашей школе?

7. Какие вопросы ты мог (могла) бы предложить на обсуждение ученической конференции?

8. Есть ли такие проблемы, которые необходимо обсудить на педагогическом совете? Какие?

9. Если бы у тебя была возможность, какой вопрос ты бы задал(а) директору своей школы?

10. Что бы ты пожелал(а) активу ученического самоуправления а) своей школы; б) своего класса?

Планирование работы команды

Только тот, кто планирует, и может организовать.

Аксиома менеджмента

Правильно поставленная цель формулирует план.

План приводит к действию.

Действие достигает результата.

Результат приносит успех.

План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения и необходимых ресурсов и ответственных лиц.

Определите цели, задачи своей деятельности

Требования к цели: цель должна быть реальная и достижимая; управленческая цель предполагает развитие и совершенствование как всей системы ученического самоуправления, так и отдельных форм и методов.

Для достижения цели нужно решить задачи (микроцели).

Требования к задачам: выполнимость, конкретность, измеримость (вы знаете, когда задача действительно выполнена), позитивность (при выполнении задачи вы испытываете чувство удовлетворения).

Команде, особенно на начальной стадии работы, важно знать суть командной задачи, в какой срок и какие результаты должны быть достигнуты.

Ответьте на вопросы из следующего списка:

В чем состоит цель вашей команды?

Что является основной задачей вашей команды?

Какая проблема стоит перед командой?

В чем заключается успешность деятельности команды?

Что произойдет, если команда добьется успеха?

По каким признакам оценят успешную деятельность вашей команды учащиеся, учителя.

Если вы собираетесь чего-либо достичь – ставьте конкретные цели.

У вас есть цели, и вы полны желания их достичь? Задавались ли вы вопросом о том, как наиболее рационально построить свою деятельность? С чего начать, чтобы получить успех как можно быстрее?

Внесите в план перечень мероприятий, определите сроки их выполнения и ответственных.

Ежемесячно проверяйте, как успешно действует план.

Примерный план работы актива

Участие в конференции образовательного учреждения. Вопросы.

Проведение ученической конференции. Темы.

Участие в педагогическом совете. Проблемы.

Работа конфликтной комиссии.

Мероприятия.

Работа с активами классов.

Работа органов ученического самоуправления по направлениям деятельности.

Нужно определить сроки, назначить ответственных.

Как провести собрание?

Собрания являются весьма ответственной частью коллективной работы. А умение провести их с максимальной пользой является ценным качеством лидера.

Прежде чем проводить собрание, разработайте алгоритм действий, учитывая следующие предложения:

Обсудите повестку дня.

Определите цели собрания.

Позвольте каждому из участников высказать свое мнение.

Решения, выработанные в ходе собрания, подытожьте и запишите.

Подведите итоги по каждому пункту плана, согласуйте дальнейшие действия, ответственных и срок исполнения.

Не включайте в него то, что не обсуждалось на собрании.

В течение суток обнародуйте результаты собрания.

Особенно важные мероприятия постарайтесь завершить раньше, чем запланировано, чтобы у вас оставалось время на решение возможных проблем.

Если после собрания вы не вспомнили о том, что там обсуждалось, значит, эти меры не будут приняты.

Короткие собрания, четкие и краткие списки необходимых мер и ответственных за их выполнение помогут вам удержать в памяти все необходимое.

Попробуйте вспомнить самые бестолковые собрания в художественных фильмах.

Им присущи следующие черты:

Отсутствие ясно выраженной цели (за исключением, может быть, того, что «сегодня среда, и мы собрания проводим по средам»).

Даже если вы услышали цель, но по истечении получаса вам кажется, что вы не туда попали.

Собрание не начинается в назначенное время, так как все те, кто пришел во время, ждут одного, двух человек.

Плана собрания не существует, а если он есть и его озвучили, но говорят о совсем других проблемах.

Председатель собрания дает слово только одному, двум присутствующим (они злоупотребляют этим положением даже тогда, когда нечего сказать).

Вопрос, которого вы ожидали, откладывается на потом, поскольку все отпущенное время уже потрачено на обсуждение менее важных пунктов.

Как научиться принимать решения

Чтобы решить проблему, необходимо принять решение. Насколько вы готовы к этому?

В ходе принятия решений необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, что для этого необходимо, кому поручить работу, что это дает.

Алгоритм принятия решения

Определение проблемы.

Прояснение ситуации.

Формулирование и заслушивание вариантов решения проблемы.

Принятие решения.

Назначение ответственных за выполнение решений.

Доведение решений до коллектива образовательного учреждения.

Выполнение решений.

Контроль за исполнением решения.

Получение информации о ходе выполнения решений.

Анализ.

Оценка деятельности.

Решение может быть выработано методом мозгового штурма.

Шесть правил для участников

1. Участники садятся за общий стол лицом друг к другу.

2. Запрещены споры, критика и какие-либо оценки того, что говорится.

3. Время выступления одного человека 1-2 минуты.

4. Высказываются любые идеи, вплоть до утопических, бредовых.

5. Количество идей важнее их качества.

6. Обсуждается и оценивается каждая идея.

Наталья ШАПОВАЛОВА, старший преподаватель Белгородского института повышения квалификации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте