Эффективное управление вузом, как любой сложной организационно-экономической системой, требует наличия адекватных технических механизмов принятия управленческих решений, координации и контроля работы всех обеспечивающих учебный процесс служб. Традиционная практика руководства образовательными учреждениями, пришедшая из недр советской системы образования, в условиях динамично развивающегося рынка образовательных услуг не позволяет добиться необходимой степени конкурентоспособности не только на мировом рынке образовательных услуг, но и внутри своей страны. Очевидно, что требуются другие, более действенные подходы.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Вряд ли кто будет спорить, что современный вуз должен оперативно реагировать на быстроменяющиеся условия внешнего социально-экономического и финансового окружения, учитывать конъюнктуру спроса на те или иные специальности и направления развития науки, техники и культуры, быстро перестраивать учебные планы, формировать квалифицированный профессорско-преподавательский состав (ППС), умело привлекать финансовые ресурсы для создания современной материально-технической базы и инфраструктуры образования. Все это получило особую актуальность в связи с вхождением России в Болонский процесс и необходимостью кардинальной перестройки системы высшего профессионального образования по европейским и мировым стандартам.
Таким образом, несмотря на превалирующую доминанту развития в России системы государственного образования, концепция управления вузом в настоящее время становится концепцией управления бизнесом. При этом все методики планирования и управления бизнес-процессами актуальны и для системы управления образованием. Это нашло отражение даже в процессе формирования новых образовательных дефиниций, в значительной мере тяготеющих к бизнес-культуре. В результате общеидеологических изменений ППС и учебно-вспомогательный персонал рассматривают в таких категориях, как трудовые ресурсы и кадровый потенциал. Студенты же выступают как клиенты (контрагенты) и стратегический ресурс. Лекционные аудитории и оборудование обрели статус материальной инфраструктуры. В процессе перехода к рыночной экономике стали широко использоваться и такие ранее чуждые академической культуре понятия, как эффективность, продуктивность, экономичность, производительность.
Такой же трансформации должны подвергаться и механизмы, обеспечивающие достижение для образовательных учреждений вновь сформулированных целей: подготовка требуемого для внутреннего или внешнего рынка специалиста, удовлетворяющего всем мировым образовательным стандартам, с максимальной для вуза экономической эффективностью.
Для оптимизации управления сложными организационно-экономическими системами в первую очередь требуется создание в рамках АСУ ВУЗ новых функциональных подсистем бюджетирования, стратегического и оперативного планирования ресурсов, в том числе материальных, трудовых и финансовых. Кардинальному пересмотру должны быть подвергнуты вопросы управления учебным процессом, в рамках которых уже недопустимы «ручные» и «полуручные» технологии составления учебных планов и рабочих программ, расписаний занятий, расчетов планируемой нагрузки на преподавателя (кафедру, факультет) и так далее. Известно множество решений указанных проблем как математических задач оптимального планирования и распределения ресурсов. Их реализация в рамках АСУ ВУЗ резко повышает качество и оперативность решений и значительно снижает требуемые ресурсы.
Таким образом, современная система управления вузом должна быть системой «планирования ресурсов предприятия» (Enterprise Resource Planning, ERP), то есть системой, основная цель которой – обеспечение функций управленческого учета и планирование ресурсов образовательного учреждения в соответствии с заданными критериями оптимального управления.
Есть многочисленные примеры использования стандартизированных программных продуктов класса ERP для создания АСУ ВУЗ. Наиболее известно решение компании «РЕДЛАБ ЛТД», которое адаптировано в Санкт-Петербургском техническом университете (ЛЭТИ), Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ), МГУ имени М.В.Ломоносова, ГТУ МИРЭА и других учреждениях. В качестве платформы там использованы SAP R/3 и «облегченный» вариант mySAP.
Также известны попытки компаний «ЛАНИТ» и «ФОРС» создать аналогичные системы ERP на базе СУБД Oracle (Oracle E-Business Suite). На этой же платформе создана интегрированная система АСУ ВУЗ Петрозаводского ГУ и компании IBS.
Имеются другие разработки той или иной степени комплексности управления вузом, в том числе на базе собственных специально созданных платформ. Например, система управления учебным процессом COSINUS, используемая в РЭА имени Г.В.Плеханова, МИЭМП, или разработка компании KANSoftWare.
Что касается последних, то сразу можно сделать одну оговорку. Учитывая необходимость значительных ресурсов для поддержания актуального состояния типового решения, особенно содержащего подсистемы регламентированного учета, подобная задача по плечу лишь для очень крупных компаний, имеющих большой тираж созданных решений.
Поскольку стоимость внедрения систем управления вузом достигает весьма значительных сумм, характерных для используемых ERP платформ, такую «роскошь» могут позволить себе лишь весьма солидные учреждения, как правило, из средств бюджетного финансирования.
Концепция создания АСУ ВУЗ на базе «1С:Предприятие 8.1»
В последнее время на рынке образовательных услуг возникло очень много негосударственных и региональных государственных вузов, не имеющих значительных финансовых ресурсов из бюджетных источников для финансирования разработок в области АСУ ВУЗ. Это делает все более актуальной задачу создания бюджетного типового решения, которое могло бы лечь в основу системы управления образовательным учреждением и не требовало бы таких значительных инвестиций, как SAP или Oracle. Важным требованием, предъявляемым к подобным системам, должны стать не только бюджетность, но и способность вендора к оперативной поддержке типового решения, массовость и тиражность применения как можно в большем количестве учебных заведений. В этой связи можно отметить усилия компании «1С», которая в последнее время стала крупнейшим разработчиком и поставщиком ПО для системы начального, среднего (общего и профессионального) и высшего образования. Компания интенсивно развивает направление комплексного типового решения «1С:Управление школой», «1С:Управление колледжем» и «1С:Управление вузом».
Компания Infosuite, будучи официальным партнером фирмы «1С», при разработке специализированного ПО для автоматизации учебных заведений сделала упор на использование достаточно эффективной и производительной платформы «1С:Предприятие 8.1», позволяющей реализовать современные трехуровневые клиент-серверные приложения. В последнее время выпущены типовые решения компании, которые внедрены в целом ряде государственных и негосударственных вузов страны (Московская финансово-юридическая академия, Московский гуманитарный университет, Всемирный технологический университет, Российский университет кооперации, Тольяттинский ГУ и другие). В качестве основы для комплексного решения «Управление вузом 8» было выбрано типовое решение фирмы «1С» ERP класса «Управление производственным предприятием».
Общая структурная схема этого решения приведена на рис. 1. Основу системы составляют модули учета студентов, документооборота, оперативного управления взаиморасчетами, работы приемной комиссии. Другие модули системы так или иначе глубоко связаны с ними. Центральное ядро включает подсистемы:
«Кадровый учет студентов и сотрудников»;
«Управление персоналом»;
«Расчеты со студентами и сотрудниками»;
«Приемная комиссия»;
«Приказы и документооборот»;
«Управление учебным процессом»;
«Договоры и дополнительные соглашения»;
«Финансы и ценообразование»;
«Реализация образовательных услуг»;
«Учет денежных средств»;
«Управление взаиморасчетами с учащимися»;
«Учет НДС»;
«Управление обменами с учебными корпусами, филиалами и представительствами».
Характеристика подсистем кадрового управленческого и регламентированного учета студентов и сотрудников
Для фиксации анкетных, личных, контактных и других данных студентов, сотрудников, родителей, членов семей и других категорий физических лиц используются объекты специально созданных справочников и регистров (рис. 2).
При учете сотрудников помимо личных данных фиксируются необходимые данные управленческого и регламентированного кадрового учетов (рис. 3).
Учет личных и кадровых данных позволяет осуществлять целый ряд специальных мероприятий, специфичных для вуза. Например, осуществлять оценку компетенций преподавателей и сотрудников для целей конкурсов и аттестаций или распределения стимулирующей части фонда оплаты труда (рис. 4).
Полученные оценки могут лечь в основу расчета стимулирующей части заработной платы по произвольным алгоритмам начисления (рис. 5).
Модуль распределения учебно-аудиторного фонда, связанный с модулем расписаний, позволяет производить резервирование площадей и оценку загруженности помещений (рис. 6).
Комментарии