search
main
0

Планета знаний. От начальной школы к школе основной

Педагогический коллектив нашего центра образования вот уже четвертый год вначале в режиме эксперимента, а затем как стажировочная площадка активно работает над внедрением стандартов нового поколения в начальных классах.

В основной школе мы тоже не стали ждать, пока начнется массовый переход образовательных учреждений на ФГОС, заранее проанализировали свой административный опыт, кадровый потенциал, материальные ресурсы, состояние компьютерного парка и локальных сетей, возможности внешней и внутренней систем повышения квалификации педагогов, ресурс преемственности дошкольной, начальной и основной ступеней образования, сделали опору на креативность и мобильность молодых учителей, творчество и компетентность опытных мастеров педагогического коллектива, обновили молодыми перспективными учителями часть состава руководителей методических объединений.Большим подспорьем для педагогов начальной школы явился многолетний опыт работы по УМК «Планета знаний». Содержание комплекта способствует решению стратегических задач школьного образования. Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов начальной школы – формировать положительную мотивацию к получению знаний. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции.В основной школе мы старались выбрать линию учебной литературы, которая направлена на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, навыка разрешения проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности, навыка коммуникации, самоорганизации и саморегуляции, рефлексии, ценностно-смысловых установок и ИКТ-компетентности. В нашем центре создается образовательная среда, которая способна реализовать государственный стандарт через комплексное сочетание освоения предметных областей и разноплановую систему внеурочной деятельности.Конечно, для внедрения стандарта нужна структура управления. В нашей школе такую структуру возглавила я, в нее вошли заместители директора по соответствующим направлениям работы, подготовка и принятие управленческих решений осуществляются с участием совета по качеству образования, педагогического совета, МО начальных классов и учителей-предметников основной школы, творческих групп учителей-экспериментаторов, а также родительского комитета и управляющего совета центра. Учитывая специфику ФГОС в основной школе и соблюдение требований преемственности учебных и воспитательных программ, с 1 сентября 2012 года мы создали междисциплинарную кафедру по внедрению ФГОС, в которую вошли руководители всех МО. Возглавляет кафедру старший методист по внедрению ФГОС Татьяна Новикова, определен круг вопросов для рассмотрения на заседаниях кафедры. Это не подменяет плановую работу методических объединений и не дублирует ее, а планирование и внедрение новых стандартов осуществляется при тесном взаимодействии с городскими и окружными научно-методическими центрами.Еще до перехода на новые образовательные стандарты в нашем центре в основном уже была создана техническая база. Во всех кабинетах работала локальная компьютерная сеть, были оборудованы компьютерной техникой рабочие места учителей, но этого оказалось недостаточно. Для создания полноценной развивающей образовательной среды, удовлетворяющей требованиям ФГОС, были задействованы все виды источников финансирования – централизованные поставки специализированного оборудования за счет средств города, собственные бюджетные средства и внебюджетные источники. Начиная с 2010-2011 учебного года нам поставляли новое учебное оборудование: кабинет психомоторной коррекции; комплекты для конструирования и моделирования; для музыкальной деятельности; оборудование для художественного творчества; для занятий по экологии и естествознанию; коррекционно-развивающее оборудование; оборудование кабинета технологии; комплекты ТСО. Администрация школы организовала работу по освоению нового оборудования педагогами-экспериментаторами, в корпусе начальной школы был создан кабинет цифрового, компьютерного и лабораторного оборудования, где по заявкам учителей начальных классов можно провести любой урок и курс внеурочной деятельности на нужном оборудовании. Такой управленческий подход расширил возможности использования оборудования и эффективности его применения. В 2011-2012 учебном году в школу поступили комплекты компьютерного, программно-технического оборудования первого типа для учителей и второго типа для учебных классов (тележки с ноутбуками для учащихся), что позволило расширить возможности использования компьютерной техники непосредственно в классных аудиториях. За победу в проекте ИНТЕЛ компания поставила нам 30 нетбуков для реализации педагогической технологии «1 ученик – 1 компьютер». В целом по центру образования достигнуто близкое к оптимальному соотношение количества учащихся на один компьютер. Сегодня эта цифра приближается к трем. В настоящее время кабинеты в основном оснащены интерактивными досками, у педагогов и учащихся появилась возможность использовать Интернет и другие цифровые образовательные ресурсы непосредственно на уроках в онлайн-режиме, создавать и редактировать электронные таблицы, тексты, презентации, работать на клавиатурном тренажере, редактировать звук, видеоизображение, использовать цифровые базы данных, мультимедийный проектор, видеоматериалы, стационарные и мобильные компьютерные классы на уроках и во внеурочной деятельности.Как известно, ни одно, даже самое современное, учебное оборудование само по себе не обеспечит высокий результат образовательной деятельности без высококвалифицированных, владеющих современными образовательными технологиями учителей. Поэтому с момента включения в эксперимент мы уделяли особое внимание правильному подбору, расстановке и повышению квалификации педагогических кадров. Достаточно сказать, что среди учителей, реализующих ФГОС, есть заслуженные учителя, почетные работники образования и победители ПНПО, обладатели гранта Москвы в сфере образования, соискатели ученой степени и кандидаты педагогических наук, победители конкурса «Учитель года».Учитывая сложность освоения нового оборудования, его многообразие, отсутствие детальных методических разработок по использованию его на уроках и во внеурочной деятельности, администрация распределила оборудование среди учителей для изучения и отработки навыков его применения с последующим обменом опытом среди других участников пилотного проекта, еще не вступивших в процесс реализации ФГОС, через практические семинары, мастер-классы, обсуждение на МО и межпредметной кафедре. Учителя прошли целевые курсы повышения квалификации, а накопленный практический опыт позволил им самим уже второй год работать тьюторами и проводить курсы повышения квалификации МИОО для учителей школ Юго-Западного округа Москвы.Для обеспечения эффективности использования нового лабораторного и компьютерного оборудования с нового учебного года изыскана возможность выделить помещение для создания компьютерной, цифровой лаборатории, пользование которой стало доступным для классов начальной и основной школы по принципу кабинетной системы. Достижение высоких результатов учителей школы, работающих по программам ФГОС, поощряется установлением стимулирующих надбавок за инновационную деятельность, премированием по итогам учебных периодов, награждением грамотами, благодарностями и учитывается во время аттестации.Приоритетное место в образовательном процессе занимают сохранение психического и физического здоровья, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место форм и видов приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Таким образом, психологическое сопровождение педагогической деятельности по внедрению ФГОС стало необходимым элементом системы управления образовательным процессом и определило процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.Психологи совместно с педагогами спланировали диагностико-коррекционную, психопрофилактическую работу, психологическое консультирование и психологическое просвещение участников образовательного процесса. По требованиям ФГОС были оформлены кабинет психологии и игровая комната психологической разгрузки и коррекции, освоено оборудование кабинета психомоторной коррекции, коррекционно-развивающее оборудование, пройдены курсы повышения квалификации. Психологическая служба систематически отслеживает психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе обучения, формирует у него способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, создает специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. В начале и конце учебного года проводится диагностика готовности и адаптации первоклассников к обучению, диагностика по результатам учебного года в классах, работающих по программам ФГОС, предметная и метапредметная независимая диагностика в 5-х классах. По ее результатам дают рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам и родителям.В нашем центре образования совместно с Московским центром качества образования разработана и осуществляется методика управления качеством образования, включающая полный цикл подготовки и принятия управленческих решений, один из важнейших элементов которого всесторонний внешний и внутренний мониторинг всех аспектов организации образовательного процесса. Особенно важную роль это играет в классах, работающих по новым образовательным стандартам.Творческие группы совета по качеству образования разработали и сформировали критериальную базу по различным аспектам образовательной деятельности, включая результаты учебной и внеучебной деятельности, здоровьесбережения, воспитательной работы, а также степени удовлетворения образовательных запросов родителей, комфортности образовательной среды, уровня методического обеспечения. Всесторонний анализ различных видов мониторингов в классах стал основой для принятия решений, обеспечивающих достижение высокого качества образования. Работа педагогов в этом направлении была отмечена грантом Москвы в сфере образования.Так как мы накопили богатый опыт по внедрению стандартов начального и основного образования, то можно было уже делиться им с коллегами. Поэтому мы разработали программу трансляции опыта работы педагогических работников, задействованных в процессе внедрения стандарта, изучили запросы педагогической общественности, административных структур образования, авторов учебно-методических комплектов, разработчиков электронных приложений и цифровых образовательных ресурсов. Сотворчество, здоровая конкуренция и профессиональная кооперация технических, информационных, педагогических и административных ресурсов позволили нам успешно поделиться инновационным опытом в рамках форума «Организация введения ФГОС общего образования» на базе ЦО №2006, проведенного для делегаций министерств образования из различных регионов РФ, так как опыт педагогов-экспериментаторов нашего центра по разработке программ, планирования, методических пособий, внедрению ФГОС востребован коллегами из многих регионов России. Формы распространения опыта были самые различные:- открытые уроки, мастер-классы, круглые столы, выступления во время проведения семинаров, научно-практических конференций различного уровня, краткосрочная стажировка педагогов непосредственно в центре образования;- публикации из опыта работы в научно-методических сборниках центра образования, МЦКО, федеральных педагогических изданиях;- размещение методических разработок на страничках сайта центра образования №2006;- проведение выездных лекций по приглашениям образовательных учреждений регионов России.Такое внимание к нашему опыту говорит о том, что интерес не случаен, он обусловлен не только своей методической ценностью, но и информационным голодом по вопросам практического внедрения новых методик организации образовательного процесса по программам ФГОС нового поколения, использованию современных образовательных технологий, основанных на широком использовании новейшего учебного оборудования, компьютерной техники.​Вера ИЛЮХИНА, директор центра образования №2006 Москвы, заслуженный учитель России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте