search
main
0

Планета «Зиланткон»

В конце прошлого года в Казани прошел очередной, тринадцатый по счету, конвент «Зиланткон», собравший более полутора тысяч молодых людей из стран СНГ и «дальнего зарубежья». «Зиланткон» – это очень просто, это конвент, то есть несколько конференций, объединенных схожей тематикой. Зилантом звали змея, некогда покровительствовавшего Казани. Зилант + конвент = Зиланткон. Он собирает любителей фантастической и фэнтезийной литературы, истории и ролевых игр.

Кстати, о жанре «фэнтези», иначе называемом «героической фантастикой», своего рода «сказки для взрослых» (хотя слово «сказка» в данном случае более чем условно). Истоки жанра лежат в древних сагах и преданиях, часто в качестве примера произведения, написанного в жанре фэнтези, приводят «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. И в самом деле, действие происходит в реальности, тождественной нашей, но она имеет «возмущающий фактор» – волшебство и волшебных существ, есть «главный злодей» – Черномор. Есть «спутники главного героя», помогающие ему в приключениях (квесте). Впрочем, думать, что весь смысл произведений этого жанра сводится к тому, чтобы «главный герой-с-большим мечом» отрубил голову «главному злодею», неверно – так же, как думать, что детектив сводится лишь к красочному описанию перестрелок, хотя подавляющее количество «произведений» и в том, и в другом жанре сводится именно к этому.

В хорошем же фэнтези, равно как и в фантастике, самое главное – духовный мир человека, его действия, поступки в окружающем его мире, и то, как он сам меняется под действием этого мира. Именно это и объединяет «большую» литературу с данными жанрами. И пусть некоторые критики свысока смотрят на подобные произведения – мол, не серьезно: магия! эльфы! звездолеты! – но это лишь фон, позволяющий полнее раскрыть проблемы, поднимаемые в произведениях.

И вот люди, ценящие хорошее слово, любящие подобную литературу и наделенные творческой жилкой, начинают творить сами. В данном «творчестве» нет никаких стандартов и ограничений.

Один из основных на «Зилантконе» – литературный блок. В его рамках проходят три конференции – одна посвящена обсуждению «большой» литературы в области фантастики и фэнтези, и именно по ее итогам дается литературная премия «Большой Зилант». У «Большого Зиланта» есть одна особенность – ее дают произведениям, вышедшим более трех лет назад, – считается, что произвести яркое впечатление в фантастике легко, но если произведение не забилось потоком другой, пусть и качественной литературы, значит, эта книга прошла первый отборочный круг. В этом году приз получил Евгений Филенко (Пермь) за трилогию «Галактический консул». «Малый Зилант» дается авторам непрофессиональным.

Кроме традиционных призов, был вручен приз «Яйцо Дракона» – за только что вышедшее произведение Евгения Лукина (Волгоград) «Чушь собачья» с пожеланием того, что из этого яйца вылупятся многочисленные премии.

Ну а самая мистическая премия была присуждена писателю Николаю Перумову за антихудожественный вклад в литературу. Приз – нечто, действительно похожее на кактус золотого цвета, вынес на вытянутых руках человек в костюме химической защиты и противогазе. Приз, как было объявлено, будет выслан Перумову почтой. Мистика же заключалась в том, что никто, включая организаторов конвента, не знает, откуда взялась эта премия, кто ее придумал и вручил. Впрочем, по единодушному мнению участников, премия нашла «достойного» лауреата.

Помимо литературного был еще блок, посвященный ролевым играм. Чтобы хорошо сыграть исторического или литературного персонажа, надо знать историю и литературу. Д’Артаньян немыслим без умения фехтовать, рыцарь – без доспехов, а придворная дама – без платья с кринолином и интриг. В настоящее время уровень костюмов и оружия сильно возрос по сравнению с началом движения – многие помнят «толкиенистов», бегавших по лесу в плащиках из подкладочной ткани и с мечом из лыжи. Сейчас же хорошим тоном считается точное воспроизведение, хотя бы визуальное, костюма исторической эпохи, по которой проходит игра. Особо это развито у людей, занятых исторической реконструкцией. Они стремятся воспроизвести костюм и оружие любимой эпохи во всех тонкостях, вплоть до материала, из которого изготовлена одежда, – высшим шиком считается домотканая ткань и сукно ручной валки, люди же, занятые «ролевым моделированием», не зацикливаются на одной эпохе и зачастую имеют в своем гардеробе костюмы от античности до новейшего времени, пусть и из современных материалов.

Константин МЕДЕЛЯН, Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте