search
main
0

Планета Земля. Новый интегрированный курс «Окружающий мир»

«Окружающий мир – это земля под ногами, небо над головой, вода, без которой невозможна жизнь. Это воздух, которым мы дышим. Это животные и растения. Окружающий мир – это люди и все то, что сделано их руками…» Такими словами начинается учебник для первоклассника, которому предстоит учиться по новому интегрированному курсу «Окружающий мир», созданному в издательстве «Дрофа» авторским коллективом Е.В.Саплиной, А.И.Саплиным и В.И.Сивоглазовым. Основная задача курса – дать ребенку начальное представление о целостной научной картине мира, научить правильно вести себя в нем, понимать и воспринимать этот мир чувствами, эмоциями, показать неразрывную связь человека с природой, познакомить с культурно-историческими событиями своей страны, научить ориентироваться в этой информации и суметь ей воспользоваться, оберегая себя и окружающий мир. Содержание курса соответствует возрастным особенностям и психическому уровню развития младших школьников. Интеграция, заложенная в содержание курса, даст возможность заинтересовать детей, расширить их кругозор, ярче раскрыться и развиться личности каждого.

Учитель при изучении темы «Дом, в котором делит класс на две команды. Одни искали «+» и доказывали, что в городской квартире жить лучше, чем в деревенском доме. Другие искали «-» и доказывали, что лучше жить в деревенском доме. Тем самым учились сравнивать, анализировать, высказывать свое мнение, обобщать, делать выводы. Для развития воображения и проявления творчества учеников было предложено домашнее задание: нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить.

Структура интегрированного курса

Вся программа построена по двум блокам: историко-культурный и природоведческий, которые тесно взаимосвязаны.

1 класс – «Человек и природа».

2 класс – «Человек и Вселенная».

3 класс – «Человек и его соседи».

4 класс – «Человек на планете Земля».

Интегрированный курс состоит из: учебника, рабочей тетради, методического пособия для учителя.

На материалах учебника дети учатся наблюдать, характеризовать, сравнивать, объединять объекты окружающего мира в группы, рассуждать, формулировать выводы.

Задания в рабочей тетради направлены на развитие:

а) сенсорных умений (раскрась, дорисуй);

б) на развитие воображения (собери картинку, придумай историю);

г) на развитие внимания (найди лишнее, рассмотри и расскажи, наблюдение за явлениями).

Слово авторам

При отборе естественно-научного и исторического материала для начальной школы мы исходили из того, что в памяти ученика остаются лишь те сведения, которые со временем будут развиваться вместе с ним, сообщая ребенку что-то новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир с разных сторон и ставя перед ним вопросы и задачи, не решенные во время урока.

Курс не призван дать глубокие знания о предметах, явлениях и процессах, создающих законченную картину мира, он сообщает первоначальные сведения, которые дальше, в средней школе, получат свое развитие и подготовят ребенка к восприятию систематических курсов. Кроме научных знаний у человечества есть еще опыт эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру. Можно знать, уметь, быть готовым творить, но не хотеть этого. Эмоциональная сфера человека не всегда совпадает с его интеллектуальной сферой. Формирование эмоционального опыта учащихся, их способности переживать и сопереживать требует особых усилий и не обусловливается прямо и непосредственно изучаемым материалом. Но уже доказано, что обучение, не вызывающее эмоциональных переживаний, в большинстве случаев не достигает цели. Поэтому предметную основу интегрированного курса «Окружающий мир» на начальном этапе составляют темы, которые дети способны и готовы понять на основе личного жизненного опыта, знаний о природе и обществе.

Курс развивается от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи системы природы и общества. Естественно-научные и исторические знания даются в соответствии со временем, местом и условиями их возникновения.

Очень важно на первых этапах обучения научить ребят умению общаться с учителем, с одноклассниками и друзьями. В связи с этим серьезное внимание в курсе уделяется развитию коммуникативной компетентности – готовности и способности к взаимодействию с другими людьми. Это важнейшее качество, необходимое человеку в самых разных жизненных ситуациях. Если определить смысл образования как развитие практических способностей, умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность. Давайте обратим внимание на те умения и навыки, которыми должны обладать выпускники: адекватно воспринимать устную речь, быть способным ее передавать. Владеть монологической и диалогической речью, навыками осознанного беглого чтения различных текстов, проводить информационно-смысловой анализ, составлять план, тезисы, конспект.

Всему этому надо постепенно учить, и это обучение начинается с первого класса начальной школы. К первому классу большая часть информации воспринимается с помощью наглядно-действенного мышления. Оно имеет значение для умственного развития детей и становления более сложных форм мышления – наглядно-образного и логического. В учебнике первого класса предпочтение отдается не тексту, а иллюстративному материалу. Именно он должен способствовать развитию воображения, внимания, речи.

Рисунки учебника дают возможность систематизировать полученные знания, через устный диалог – получить новые. Составление рассказа по рисунку будит воображение, развивает речь. В первом классе информация, полученная глазами, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала. Ведь не зря говорят: «Лучше раз увидеть…» Яркие цветные иллюстрации привлекают внимание детей, их интересно рассматривать, раскрашивать в рабочей тетради. В первом классе успех в овладевании знаниями зависит от интереса к тому, что изучаем, от эмоциональной деятельности. И если этого нет, внимания (и, следовательно, понимания) добиться невозможно, оно не формируется. А интерес, как отмечал психолог Л.С.Выготский, «это естественный двигатель детского поведения. Он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы и всего обучения на точно учтенных детских интересах».

Учебник ориентирует учителя и ученика на групповые формы работы. Эта форма должна преобладать в первом и во втором классе. В методическом пособии для учителя даются примерные варианты проведения подобных уроков.

Например, тема «Моя улица».

Изучение нового материала.

Первый этап. Учитель предлагает детям рассмотреть рисунки в учебнике на стр. 38-39 и выполнить задание. Ученики должны найти как можно больше отличий одного рисунка от другого. Затем по цепочке друг за другом рассказать об улице, на которой они живут.

Второй этап. Выполнение заданий рабочей тетради на стр. 11, раскрасить рисунок и назвать профессии людей, которые следят за состоянием улицы.

Третий этап. Учитель рассказывает о том, что каждая улица имеет свое название. Предлагает обсудить, что означают названия разных улиц, в качестве примера можно взять улицы из текста учебника. Затем в беседе учителя с классом обсуждается вопрос: можно ли обойтись в городе без названия улиц?

Закрепление. Работа с рисунками учебника, стр. 41, а также с заданиями из рабочей тетради на стр. 12.

Тема «Дом, в котором

я живу»

Первый этап. Учитель кратко знакомит детей с историей дома. Акцентируя внимание на том, почему появился дом, почему они такие разные, зачем нужен дом человеку.

Второй этап. Ученики рассматривают рисунки на стр. 46-47 в учебнике и отвечают на вопросы.

Третий этап. Групповая форма работы. Учитель делит детей на группы и предлагает выполнить задание на стр. 48-49 учебника. Группа внимательно рассматривает картинки, находит отличия, обсуждает, и два человека представляют свой вариант ответа.

Четвертый этап. Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 15.

Закрепление. Работа с рисунком учебника, стр. 50. Беседа учителя с классом, выполнение творческого задания в рабочей тетради на стр. 16.

Вот такой, к примеру, вариант урока предложила Франченко Ирина Анатольевна – учитель школы №2 города Пскова, в которой проходила экспериментальная апробация учебника.

Учитель при изучении темы «Дом, в котором я живу» делит класс на две команды. Одни искали «+» и доказывали, что в городской квартире жить лучше, чем в деревенском доме. Другие искали «-» и доказывали, что лучше жить в деревенском доме. Тем самым учились сравнивать, анализировать, высказывать свое мнение, обобщать, делать выводы. Для развития воображения и проявления творчества учеников было предложено домашнее задание: нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить.

А на уроке «Опасности внутри дома» провели дискуссию «Вода и огонь – враг или друг?». Одна команда доказывала, что друг, а вторая – враг. Сделали вывод: мы не можем жить без воды и огня, но, чтобы они были нашими друзьями, обращаться с водой и огнем надо очень осторожно. На следующем этапе урока работали по группам. Одна группа учащихся, используя иллюстративный материал учебника, рассказывала об опасностях в комнате, другая – в ванной, а третья – на кухне. Для закрепления изученного материала учащиеся выполнили задание: расскажи, чем опасны эти предметы и как нужно с ними обращаться. Группы получили конверты с рисунками: в первом конверте были иголка, утюг, нож, оголенные провода. Во втором – кастрюля, лекарства, табурет, электромясорубка. В третьем – ножницы, балкон и окно с подоконником, телевизор.

Дома дети выполнили рисунки на тему «Опасности в моей квартире».

Такие задания всегда интересны детям – в них по-настоящему проявляются и творчество, и фантазия, а главное – закрепляются знания, которые они получили. А разве не к этому мы стремимся?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте