Тема «Свобода передвижения и выбора места жительства» :: 6-8-е классы
Цели
1. Сформировать представление о свободе передвижения как важнейшей естественной потребности человека.
2. Познакомить учащихся с главными аспектами права на свободу передвижения – свободой выезда из страны и возвращения в нее, свободой въезда в чужую страну и свободой перемещения и выбора места жительства внутри страны.
Система уроков
Уроки 1-2. Право на въезд в страну и выезд из страны: механизмы осуществления и законные и незаконные ограничения этого права.
Урок 3. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев.
Урок 4. Свобода выбора места жительства внутри страны.
Задачи уроков
Учащиеся должны: осознать необходимость права на свободу передвижения; познакомиться с механизмами осуществления своего права на въезд и выезд и законными и незаконными ограничениями этого права, а также с проблемами въезда и выезда в контексте российской действительности.
Ролевая игра
«Семейный портрет»
Материалы для игры
Кубик, как для лото, монетки (бумажки, картонки и другие материалы, которые могут послужить в качестве денег), два или три «семейных портрета» (в зависимости от числа играющих) – вырезанные из журналов и наклеенные на бумагу фотографии «бабушек», «дедушек», «тетушек», «племянников» и т.д., всего около 10 человек (можно меньше – в зависимости от числа играющих), которые можно расположить в виде «родового древа» или просто в живописном беспорядке. На обратной стороне листа крупно пишется ст. 13 ВДПЧ, а сам портрет разрезается в виде «пазла» (детская игра на собирание картинок из многих кусочков). Для удобства рекомендуется каждый портрет наклеить на цветную бумагу, чтобы было издалека видно, кто к какой семье принадлежит. Каждому участнику – «члену одной семьи» – дается по одной-две «семейные фотографии» – кусочка «пазла». Кроме того, для нескольких участников («жителей страны В») готовятся специальные «анкеты», которые моделируют ситуацию «невыездных граждан» в России (Приложение 1). Можно изготовить табличку «Пересечение границы – 3 у.е.».
Очень хорошо, если учителю сможет помочь, например, студент или старшеклассник, который будет стоять «на границе» между государствами А и Б и собирать «пошлину».
Этапы игры
1. Учитель раздает «семейные портреты»: например, первому ряду – первый портрет, второму – второй и т.д. Хорошо, если дети, которые дружат, окажутся в одной «семье».
2. Учитель просит детей рассчитаться на «первый – третий» и распределиться в команды по порядку номеров: первые – в одну команду, вторые – во вторую и т.д. Он рассказывает учащимся, что когда-то они все принадлежали к большим и дружным семьям, но, как это часто случается, в силу многих политических и личных причин семьи распались и члены одной семьи оказались в трех разных странах. Им очень хочется воссоединиться, а для этого необходимо собрать «семейные портреты».
3. Все члены команд кидают кубик и получают монетки, но, что очень важно, «жители страны А» (условно это Америка, хотя детям об этом не сообщается) могут получить максимум 6 монет (условных единиц), «жители страны Б» (допустим, Бразилия) – максимум 3 монеты, а «жители страны В» (модель России) – 1-2 монеты. Кроме того, «жителям страны В» выдаются свои «анкеты», которые они по ходу игры просто не успевают прочитать.
4. Команды в классе лучше расположить так, чтобы «жители стран А и Б» находились достаточно близко друг к другу, а «жители страны В» – на достаточно большом расстоянии от обеих стран. Первым действием команд будет попытка собрать свой портрет внутри своих стран. Они найдут своих «родственников» и постараются смоделировать картинку. Скоро они убедятся, что своими силами не обойтись и необходимо пересекать границу. Они прочитают табличку с расценками, и у многих возникнут трудности из-за нехватки денег. Учитель может подсказать, что два родственника могут «скинуться» и отправить в путешествие одного из них, тогда, отдавая деньги, «бедный родственник» имеет право отдать и свою фотографию. В противном случае он должен хранить фотографию у себя и дожидаться, когда к нему приедут родственники из-за рубежа. Поскольку единственным препятствием к свободному пересечению границ являются деньги, то скоро «жители стран А и Б» убедятся, что сделали все от них зависящее, чтобы собрать свой портрет. Теперь их внимание приковано к стране В, в которой процедура пересечения границы совсем другая. Кроме нехватки денег, у большинства жителей возникают проблемы из-за «анкет», на которые они, возможно, и не обратили внимания, но которые тщательно изучает учитель, играющий роль пограничника. Он находит в «анкетах» «сомнительные пункты», указывает на них и объясняет, что по определенным причинам (например, человек работает на секретном предприятии) он не может выехать за рубеж. Можно смоделировать реальную, весьма трагическую ситуацию, всегда существовавшую в России: если пограничник видит, что рядом пересекают границу члены одной семьи, он произносит фразу типа: «Хорошо, вас, уважаемая, я могу выпустить, а вот вашего сына (мужа, брата…) не смогу, у него документы не в порядке».
5. Разумеется, родственники из стран А и Б тоже захотят посетить страну В. Для этого стоящий «на границе» учитель спрашивает, к кому они едут. Участники указывают на конкретного родственника (они увидели, что у него фотография наклеена на бумагу того же цвета, значит, это их родственник), они должны уточнить степень родства – дядя, тетя, брат… Учитель и в этом случае внимательно изучает анкету жителя страны В и сообщает, может ли он пустить его родственника в страну В (например, если у дяди или племянника в анкете стоит «дальние родственники – сомнительно», то данного жителя страны А или Б к этому родственнику не пустят и он должен искать другие пути).
6. Рано или поздно различными путями один из портретов собран – команда победила. Ребята переворачивают портрет и стараются прочитать текст. Оказывается, что «пограничник» действует несправедливо, и поднимается «народное восстание». «Жители страны В» собирают деньги, «выходят из своей страны», и скоро другие портреты тоже готовы. Но если участники устали, не видят выхода из ситуации, а игра затягивается, «пограничник» может предложить переслать некоторые картинки по почте «за умеренную плату» или же просто сообщить, что «железный занавес» упал и что анкеты больше не нужны, хотя такой вариант наименее интересен. Возможен случай, когда из-за одной-двух фотографий портрет никак не собирается, но участники додумываются перевернуть портрет и тогда им, скорее всего, все равно удается прочитать или примерно воссоздать текст ст. 13. Тогда «восстание» неизбежно.
7. Очень важно, чтобы игра прошла быстро и оживленно, так как ее основная цель – получение эмоционального опыта, а не конкретных знаний.
Обсуждение игры
На этом же уроке учитель проводит обсуждение игры. Если игра затянулась и нет времени предложить все вопросы, необходимо организовать обсуждение по кругу, чтобы участники поделились впечатлениями об игре, сняли эмоциональное напряжение. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Что вы чувствовали, когда у вас не хватало денег для пересечения границы?
Что чувствовали жители страны В, когда у них проверяли анкеты и кого-то не выпускали? А что чувствовали жители стран А и Б, когда их не пускали к родственникам?
Одинаково ли несправедливы ситуации, когда не хватает денег и когда кого-то не впускают или не выпускают? Была бы вторая ситуация более справедливой, если бы у всех участников были анкеты?
Почему право покидать свою страну и возвращаться, а также въезжать в чужую важно для всех? А какие должны быть реальные ограничения?
В чем ошибка жителей всех трех стран? (Подчинились приказам пограничника, не знали своих прав.)
Ход урока
1. Учитель просит назвать аргументы «за» и «против» свободы передвижения.
2. Разбирается проблема выезда за рубеж. Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
строгое ограничение сроков «невыездного»;
список профессий «невыездных» должен быть небольшим, гласным, он должен определяться законом о государственной тайне, а не подзаконными актами. Кроме этого списка, никаких других ограничений быть не должно;
каждый гражданин при приеме на работу и подписании трудового соглашения (контракта) должен быть извещен о том, что его работа связана с ограничением свободы передвижения.
Подробно разбираются случаи из анкет, которые сравниваются с законодательством.
3. Разбирается проблема въезда в иностранное государство. Учащимся предлагается вопрос: «С какой целью государство может регулировать въезд? Справедливо ли это?» Разбираются случаи конкретных стран: США (ограниченный въезд, строгие правила для временного проживания), ФРГ (упрощение порядка въезда и получения гражданства), Израиль (исключительно национальный подход, полная открытость для туристов). Опираясь на опыт учащихся, выезжавших за рубеж или слушавших рассказы взрослых, обсуждается вопрос визового и безвизового режима, учитель рассказывает о ликвидации границ в странах ЕС. Можно заранее распределить страны и попросить учащихся выступить с разными докладами на тему въезда.
Тема «Проблема беженцев и вынужденных переселенцев»
Задача урока: учащиеся должны познакомиться с проблемой беженцев и вынужденных переселенцев.
Ролевая игра «Беженцы и пограничники»
Подготовка к игре
На доске или листах бумаги пишутся расценки и преимущества мастей (Приложение 3). Для игры потребуется колода карт, начиная с семерки или восьмерки в зависимости от числа игроков.
1. Ребятам рассказывают, что они живут во вполне обыкновенной стране. Каждый из них самый обыкновенный служащий, он ежедневно ходит на работу, политикой не интересуется, ни в чем не участвует. У него есть знакомый, который, напротив, активно занимается политической деятельностью, ходит на митинги и демонстрации, пишет статьи для газет и журналов на политические темы и т.д. Неожиданно этот знакомый исчезает. Законопослушный гражданин не придает этому никакого значения, они и раньше виделись очень редко и никогда не были близкими друзьями. Проходит полгода. Обыкновенный служащий начинает получать письма с угрозами. В письмах его называют другом и сообщником давно исчезнувшего случайного знакомого и обещают разделаться с ним так же, как разделались с пропавшим. За человеком следят, на работе на него начинают коситься, угрозы продолжаются. Наконец, в связи с тем, что человеку угрожает смертельная опасность, он должен срочно, в течение одного часа, покинуть страну, предварительно собрав необходимые вещи. На доске выписывается определение беженца – это лицо, которому угрожает смертельная опасность, из-за которой он вынужден покинуть данную страну.
2. Каждый вытягивает карту из колоды и узнает свои преимущества как владельца карты определенного достоинства и масти. Преимущества тузов и королей очевидны, но, чтобы сделать игру интересней, можно пообещать, что таможенники будут снисходительней к малоимущим и незаметным.
3. Напоминается, что и богатым, и бедным угрожает опасность, поэтому им предстоит срочно собрать вещи и приготовиться к таможенному досмотру, чтобы попасть в другую страну. Здесь начинаются сложные подсчеты, так как в зависимости от материального положения и веса в обществе гражданин может взять с собой вещей на определенную сумму баллов. Можно объединяться в «семьи» для взаимного удобства, повышения материального благополучия, а также потому, что таможенники больше доверяют семейным людям. Однако можно передвигаться самостоятельно. Объединяя свои состояния, граждане не должны забывать, что каждому из них нужен отдельный паспорт, набор продуктов и т.д. Несколько раз в течение игры напоминается и выносится на доску ключевая фраза: «Любая печатная продукция, кроме денег и документов, провозится бесплатно!» (Ведущий, разумеется, имеет в виду письмо с угрозами). За несколько минут ребятам предстоит объединиться, просчитать возможность и выстроиться в очередь для прохождения таможенного досмотра (например, таможня – это дверь, и им не дают выйти из класса).
4. В начале игры или на данном этапе в помощь «главному чиновнику» (ведущему) выбираются «врач», «счетовод» и «таможенник». Их задача – не пропускать в страну под любым предлогом. Разумеется, у них есть внешние задачи: «врач» проверяет наличие медикаментов, не допускает ввоз продуктов, настаивает на приобретении обуви или теплых вещей (наличие или отсутствие какого-либо элемента служит основанием для задержания на границе), «счетовод» подсчитывает баллы, «таможенник» следит за весом и размером багажа. «Главный чиновник» сообщает своим помощникам условия, на которых «беженцев» пропускают через «границу» (наличие письма с угрозами), и по очереди предоставляет слово для окончательного решения одному из помощников (особенно если у кого-то есть веский довод не пускать или сам срочно находит правдоподобную причину).
5. Играть лучше не больше трех туров, т.е. чтобы каждый два-три раза побывал на «таможне», чтобы страсти накалились, но играющие не устали. Если в классе не нашли выход, участники рассаживаются и ведущий напоминает им про письмо и перечитывает определение беженца.
Обсуждение игры рекомендуется провести по следующим пунктам:
Как вы себя чувствовали во время игры?
Почему поступали так, а не иначе?
Рекомендуется также задать вопросы, относящиеся к статусу беженцев и к положению беженцев в России и за рубежом: «Какие проблемы возникают в государстве, принимающем беженцев?» (Профашистские тенденции; недовольство местных жителей, иногда специально разжигаемое; правовые трудности: статус беженца, обеспечение основных прав и свобод; социально-экономические трудности: обеспечение жильем, работой, социальное обеспечение, обучение и медицинское обслуживание).
Учитель может заранее распределить материал между учащимися и попросить сделать доклады или же распределить учащихся на группы, раздать материалы и попросить выступить с короткими сообщениями по изученному материалу.
Домашнее задание
«Книга для чтения», указанный раздел, ч. 2. Кроме того, учащимся предлагается выяснить, есть ли в городе беженцы, их землячества, откуда эти беженцы, каково их положение. Можно предложить взять интервью у представителей городской власти, у самих беженцев, у правозащитников, занимающихся этой проблемой.
Тема «Свобода выбора места жительства внутри страны»
Задачи урока
ознакомиться с институтом прописки и с двумя существующими типами прописки (разрешительный и уведомительный) и различиями между ними;
обсудить проблемы жилья и прописки;
познакомиться с проблемой закрытых городов.
Материалы для урока
Карточки для участников игры «Прописка» с описанными ролями (их можно изготовить из цветной бумаги, чтобы, получив карточки, учащиеся сразу могли определить свою команду (Приложение 5), ксерокопии материалов из Приложения 6 для раздачи в группах.
Теоретико-игровая деятельность «Прописка»
1. Учитель кратко рассказывает учащимся о двух типах прописки, их целях.
2. Класс с помощью цветных карточек, на обороте которых написаны роли, распределяется на несколько групп. Каждая группа работает с одним определенным регионом.
3. В командах учащиеся изучат свои роли и доклады комиссий по правам человека и получают задание обсудить вопрос: «Как складывается судьба героя, биографию которого вы получили, в данном регионе?».
4. Дискуссия по теме.
Получив такой «жизненный опыт», класс смешивается и произвольно разделяется на три команды. Организуется дискуссия по типам прописки. Каждая из трех команд старается отстоять свою точку зрения: 1) прописка не нужна вообще; 2) нужна уведомительная прописка; 3) нужна разрешительная прописка, причем жесткая, чтобы защитить город от приезжих. При проведении дискуссии учащиеся используют материалы «Книги для чтения».
1. Тема рассчитана на детей в возрасте 11-12 лет, в это время ученики начинают знакомиться с географией, историей, они начинают осознавать, насколько велик и разнообразен мир. Они понимают, что в силу различных природных катаклизмов (наводнения, наступления пустыни) или в силу различных исторических причин (войны, голод, болезни) человек всегда должен был перемещаться, менять место своего проживания. Это право естественно и необходимо для каждого человека, и ни один государственный институт не может препятствовать желанию человека свободно перемещаться. Разумеется, по мере углубленного знакомства с темой дети осознают, насколько непросто реализуется это естественное право, что неизбежно существуют некоторые ограничения, связанные с различными причинами, но на начальном этапе важно осознать, что данное право есть и было у каждого человека.
2. Можно было бы начать уроки по данной теме просто с осознания необходимости для каждого человека, каждого ребенка двигаться и передвигаться (чисто физически). С помощью очень маленькой подвижной игры дети должны связать в своем сознании термин «свобода передвижения» в понимании занимающегося правами человека и понятие «движение», без которого невозможна жизнь на Земле. Осознав потребность двигаться без ограничений, даже самые маленькие дети способны понять более узкий, юридический аспект проблемы пересечения границы и выбора места жительства.
3. Также был предложен следующий план работы над темой:
Общие понятия.
История вопроса.
Нарушения данного права.
Документы, защищающие данное право, и способы защиты права на свободу передвижения.
Москва
«Беженцы и пограничники» рекомендуется провести по следующим пунктам:
Комментарии