У читателей «УГ» может сложиться впечатление, что урок шахмат в школе – это, конечно, очень хорошо, но не слишком ли курс «Шахматы – школе» «занаученный»? Не многовато ли формальной логики, которая, быть может, будет подавлять этот веселый народец, который зовется учениками начальных классов? Разумеется, какой бы материал ученикам ни предлагался, он должен затрагивать эмоциональную сферу. Так как данный номер «УГ» называется «Методической кухней», то необходимо познакомить вас с некоторыми общими «кухонными» приемами, которые помогут сделать каждый урок эмоционально насыщенным. Поскольку я написал немало книг, посвященных разнообразным буквенно-словарным, литературным, логопедическим, логическим, математическим и прочим затеям, то постарался применить их и к шахматам. Для этого я использую как известные приемы (но начиненные шахматным содержанием), так и относительно новые. Вот некоторые из них (все предлагаемые ниже конкретные загадки – мои авторские).
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год; №9, 13, 18 за 2008 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Прием первый. Разгадывание на уроках шахматных загадок с любимыми литературными героями. Я говорю ученикам: «Догадайтесь, о ком здесь идет речь».
Я коротышка, со мною сыграй-ка,
Без шахмат скучаю, узнали? … Незнайка
Конечно, он мастер, а не Безделкин.
Железно играет наш … Самоделкин
С Пятачком сев под лопух,
Достал фигуры … Винни-Пух
Когда у зверят ничего не болит,
Засядет за шахматы наш … Айболит
а, b, с, d, e, f, g, h,
Рисует носом … Карандаш
Ферзя я люблю и храню под подушкой.
Привет от Ванюши. Царевна- … Лягушка
Герой любимого журнала
Сражался в шахматы, бывало.
Он не задира, не дразнилка,
Веселый желтенький … Мурзилка
Когда мне фигуры приносят на крышу,
В тот день не шалю, а сижу тише мыши … Карлсон
Прием второй. Применение загадок-обманок (это сравнительно новый тип загадок, который начал разрабатываться примерно десять лет назад). Сначала – тренировочное задание. Я объясняю ученикам на примере суть этих загадок:
По улице ходил
Двугорбый … (верблюд, а не крокодил).
Т.е. в этих загадках рифма-обманщица. А затем предлагаю шахматные обманки.
Знают Пашка, Иришка и Кешка –
Нет фигуры сильнее, чем … (ферзь, а не пешка).
Слово предоставим Ире:
– Коней у партнеров по …(два, а не четыре).
Прием третий. Использование «наобороток».
Я инструктирую учеников: «Ребята, представьте, что вы попали на странную планету, которая называется «Планета Наоборот». Те ответы, которые на Земле неправильны, здесь считаются верными. Начнем игру».
1. На шахматных клетках-полях можно встретить: слона, крокодила или коня?
2. Самый сильный шахматист – это шахматист, который: лучше всех соображает, лучше всех дерется или лучше всех играет в шахматы?
3. Когда ты проголодаешься, то можешь съесть: пирожок, эклер или шахматного слона?
4. Играя в шахматы, партнеры стараются побить: ферзя, ладью или друг друга?
5. Когда противник бьет твою шахматную фигуру, то ей: очень больно, не очень больно или совсем не больно?
6. Удобнее всего тебе спать на кровати, на диване или на шахматной доске?
7. Половина шахматных полей всегда: белого цвета, зеленого цвета или черного цвета?
8. Когда шахматную фигуру бьют, то ее: ставят рядом с шахматной доской, кладут рядом с шахматной доской или выкидывают в форточку?
9. Летом ты катаешься: на шахматных фигурах, на каруселях или на велосипеде?
10. Прямой ряд клеток называется: горизонталью, вертикалью или лялялью?
Выделенные курсивом ответы и будут правильными на этой планете. А теперь, после «эмоциональной зарядки», перехожу к изложению новой темы.
Комментарии