Наш дом – единое сообщество детей и всех взрослых, которые заботятся о будущем своих детей. За эти годы сотни тысяч мальчишек, девчонок и членов их семей прожили в нашем доме красивую, насыщенную положительными эмоциями жизнь. У нас обрели первую школу социального общения, нашли друзей, создали семью. Сегодня привели уже своих детей и даже внуков. Дворец – это не только образовательное пространство для ребенка, но и культурная среда для семьи, жителей округа, профессионалы-педагоги и творческие коллективы, наполненные энергией созидания и добра.
Очень трудно на листе бумаги передать всю палитру жизни большого коллектива дворца, которым руководит Е.Б.Коминова. Невозможно понять суть настоящего без осознания прошлого.История дворца уводит в далекие 1940-е годы. Тревожное военное время. Враг на подступах к Москве. Но Московский городской исполнительный комитет думает о детях, и 1 декабря 1941 года издается приказ об образовании Дома пионеров Сокольнического района (Русаковская улица, дом 23) в составе учебного отдела, технического отдела, пионерского кабинета.В годы Великой Отечественной войны в стенах Дома пионеров работали учебно-производственные мастерские по цехам: подготовительный, швейный, столярный, художественный, вязальный, кружевной. Бригады изготовляли вещи для фронта (рукавички, носки, кисеты).Создаются оркестр народных инструментов, фортепианный кружок баянистов, военно-морской кружок, рукодельный, связи и типографии, библиотечного и художественного рассказа, военно-физкультурный, театральная студия, хоровой коллектив, изостудия. Январь 1942 года. Открытие спортивной школы. Дети помогают фронту, получают продовольственные карточки. Март 1942 года. Введены преподаватели кружков автомобильного, электромеханического, юных натуралистов, фото, столярного дела, затейников и массовых танцев. Наступает радостное время – 1945-й. Закрываются учебно-производственные мастерские. Как будто вырвавшись на простор, разворачивается широкая туристско-экскурсионная работа. Февраль 1946 года. Открытие Географического общества детей, кружка по изучению Москвы. Май 1947 года. Развернута экскурсионная работа. Дому пионеров выделена грузовая машина. До середины 1950-х годов сильное развитие приобрело художественное направление. Один из лучших в Москве театральный коллектив и хор (руководитель – заслуженный деятель культуры СССР А.Н.Чмырев).С изменением территориального деления Москвы в 1968 году Дом пионеров переехал на Малую Семеновскую улицу и стал объединять в своих коллективах пионеров и школьников Куйбышевского района столицы.Эти годы вошли в историю благодаря районному пионерскому штабу (руководитель Е.Б.Штейнберг), духовому оркестру (руководитель Т.Б.Садыбеков), коллективу массовиков-затейников (руководитель Е.Славинская), Клубу интернациональной дружбы (руководитель О.И.Перстнева).В эти годы в Доме пионеров зародилась первая в стране пионерская агитбригада, создан лагерь актива, за опытом работы которого следили многие регионы страны. В конце XX века в историю учреждения вписали славные страницы шахматный коллектив (руководитель – чемпион мира по шахматной композиции Э.Л.Погосянц), секция карате-кекусинкай (руководитель – чемпион мира М.В.Дедик), образцовый детский коллектив «Орнамент» (руководитель Л.И. Панина) – обладатель главного приза фестиваля «Юные таланты Московии». В эти годы особого расцвета достигли коллективы отдела туризма и краеведения.С 1996 года Дворец творчества детей и молодежи работает в новом здании, построенном по специальному проекту для многопрофильного учреждения дополнительного образования. Но дворец – это не только красивое здание из красного кирпича. Это прежде всего люди, те, кто наполняет его жизнью, трудом и добром: педагоги, дети, родители. За 75 лет через дворец «Преображенский» прошло несколько поколений. Это сильные традиции и постоянные поиски нового. Это всегда совместная деятельность детей и взрослых.Воспитанники дворца участвуют в различных творческих фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, турнирах, состязаниях. Многие из них становятся победителями, призерами, лауреатами, дипломантами, получают гранты, высокие оценки жюри и судей и огромное признание зрителей.Но это совсем не главное в «Преображенском». Важно, что те человеческие ценности и те практические знания, опыт, которые получают дети и подростки в нашем учреждении, проносят через всю свою жизнь в независимости от той профессии, которую выбрали.Многие выпускники сейчас сами работают во дворце в качестве педагогов.Среди детских объединений дворца, которые на протяжении десятилетий выпускают в жизнь своих достойных образованных и успешных воспитанников, – разновозрастный отряд «Надежда», клуб самодеятельной песни «Надежда», изостудия «Синтез», туристические клубы «Азимут» и «Планета», секция гребного слалома «Дети белой воды», оркестр русских народных инструментов «Росинка», ансамбли «Арабески» и «Акварель», хореографические коллективы «Мечта», мастерская современного танца, театральная студия «Ворона», секция карате-кекусинкай.Среди выпускников дворца «Преображенский» много именитых и известных людей: артисты театра и кино, деятели науки, политики, бизнесмены, спортсмены, музыканты, художники, архитекторы. Но эти люди не остались просто страницей истории своего успеха, это взрослые люди, которые возвращаются к нам, чтобы чему-то научить новое поколение, являются друзьями и помощниками дворца. Приводят своих детей и внуков, возглавляют родительские комитеты и управляющий совет, приходят на встречи с подростками, чтобы рассказать о своей профессии. И эта связь поколений и постоянная атмосфера сотворчества детей и взрослых делают нас сильными и человечными.Мнения воспитанников и их самооценки нельзя вложить в портфолио или написать в резюме при приеме на работу, но это то ценное и главное в сознании и душе человека, что делает его достойной созидательной личностью.Вспоминают выпускникиГлеб ВОЛОДИН, студент 2-го курса экономического факультета Высшей школы экономики:- Наверное, в жизни каждого человека есть знаковые, любимые места, с которыми очень много связано. Для меня нет более родного клочка земли, чем тот, на котором стоит наш дворец «Преображенский». Здесь я вырос, и к людям, которые здесь работают, живут и творят, я отношусь, как к своей семье. Почему?Да потому что самому главному, мне кажется, я научился здесь. Более 6 лет я был в разновозрастном отряде «Надежда», и в чем только мы не участвовали! Мы серьезно занимались спортом, играли в «Новогодней сказке», учились работать в команде на трудовых десантах, оттачивали строевую подготовку, для того чтобы встать в Почетный караул… И столько всего еще было, что и не перечесть в нескольких строчках текста. Но самое главное для меня, что здесь я понял, какое это счастье – доверять людям и быть в кругу друзей.Дворец для меня действительно второй дом. Я знаю, что мне здесь будут рады, когда бы я ни пришел и в чем бы я ни участвовал. А что еще нужно, чтобы чувствовать себя счастливым?Алексей ОРЛОВСКИЙ, кандидат педагогических наук, учитель истории гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»:- Мое знакомство с Домом пионеров Куйбышевского района произошло в 1988 году, когда я учился в 4-м классе. Школьный совет пионерской дружины направил меня на обучение горнистом. Помню, что для меня это было очень почетно. А летом меня взяли в лагерь пионерского актива «Надежда», который уже много лет организовывают сотрудники Дворца творчества «Преображенский». С тех пор по жизни мы вместе идем.Дворцу творчества и «Надежде» я благодарен за яркое и интересное детство: творческие дела, праздники, спортивные секции, походы и поездки, агитбригада, помощь пожилым людям. Всегда все вместе. Взаимовыручка и поддержка моих друзей в радостные и в трудные для меня минуты. «Надежда» и дворец дали мне осознание ценности нашего единства.Выбор профессии определился сам собой. Сначала я был младшим и чувствовал поддержку своих старших друзей. А когда стал старше, то понял бесценную значимость благодарности моих младших товарищей. Дворец творчества «Преображенский» из года в год сохраняет традицию взаимодействия и сотворчества разновозрастных коллективов студий, клубов, секций.Ольга КРАСЬКО, актриса театра и кино:- Почти 20 лет назад я была воспитанницей коллектива «Надежда» во Дворце творчества. С радостью и трепетом вспоминаю то время и всегда с огромным удовольствием прихожу во дворец. Это не просто ностальгия по детству, друзьям, общим делам, прекрасным годам, до сих пор это для меня источник вдохновения, напоминание об искренности и смелости юности, заряд энергии и безрассудства. Конечно, нам многое дается от мамы с папой, но я точно знаю: вклад моих необыкновенных педагогов в мою душу, в мое будущее огромен.С Димой Матюшиным, руководителем клуба самодеятельной песни, я впервые вышла на сцену с гитарой – он видел и мои провалы, и мои победы, и он верил в меня! Я люблю и очень чувствую песни, с которыми он меня подружил, которые мы пели у костра всем отрядом – это уютные и сердечные моменты, по которым я скучаю. Ефим Борисович Штейнберг учил актерскому мастерству и человеческому достоинству. Он до сих пор для меня главный ориентир и в профессии, и в жизни. Сколько жизненных уроков преподнес он нам, его детям, своим примером, всегда говоря с нами на равных, разбирая и анализируя ситуации, которые преподносит жизнь! Это и смех, и слезы, и это в сердце навсегда.А когда я начала учиться в школе-студии МХАТ на актерском факультете, я бежала именно к Ефиму Борисовичу с вопросами про «перспективу» и «зерно роли», с надеждой в сердце, что он-то мне все объяснит человеческим языком. Это без преувеличения школа жизни. Я научилась многому – от мытья полов до умения чувствовать зрительный зал. А главное – помогать друг другу и тем, кто нуждается в нашей помощи, радоваться успехам других, как своим, не быть черствым и равнодушным.В моей профессии, где каждый сам за себя, вера в дружбу и общее дело помогает даже в самых трудных ситуациях. Да и навыки для актера нужны разнообразные, порой даже не ожидаешь, чего от тебя потребует новая роль. А я и спеть могу, и станцевать, и грядки прополоть, и костер разожгу, даже болото перейду, Александр Петрович Коминов и Андрей Александрович Белкин меня тоже многому научили! Я очень люблю Дворец творчества! Очень! Потому что люди здесь уникальные. А для меня – самые лучшие.
Комментарии