Хорошо, что в школах есть музеи,
Значит, нить времен не прервалась,
Значит, все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришел не просто гостем,
Память сердца ты здесь оживи.
Может, станет нам немного проще,
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись!
Также научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно эту жизнь.
Кирилл Лузин
Сегодня каждый из нас ощущает потребность возрождения и развития духовных ценностей. Педагоги под руководством директора школы-интерната Елены Юрьевны Середкиной в 2017 году разработали проект «Школьный музей», который не только обладает большим образовательным (познавательным) потенциалом, но и является одним из средств духовно- нравственного воспитания.
Наш проект предусматривает включение обучающихся в проектно-поисковую работу совместно с педагогами и имеет три основных направления: духовно-нравственное, представленное экспозицией, отражающей быт и традиции русского народа, военно-патриотическое, связанное с событиями Великой Отечественной войны, и историко-краеведческое, представляющее историю школы за шесть десятилетий.
Буквально по крупинкам из разных уголков нашей страны сотрудники школы, педагоги, родители, ребята собирали экспонаты для музея. Никто не остался равнодушным, а наша выпускница Вика П. даже на праздник вручения аттестатов принесла кофеварку 1949 года изготовления, рассказав о ней целую историю. На двери кабинета появилась табличка «Школьный музей», а за ней – планета исторического прошлого.
История отечественной культуры, традиции, быт русского народа заинтересовали ребят 9‑го «А» класса, которые включились в музейную проектную деятельность. Они помогали систематизировать материал, оформлять экспозиции музея, разрабатывали экскурсии, пробовали себя в роли экскурсоводов. Самую большую аудиторию на своих программах собирала Юля Ф. Малыши нашей школы с неподдельным интересом слушали ее рассказы о традициях и быте на Руси. Девятиклассники выступили на фестивале «Русская культура», ознакомив его участников с некоторыми традициями и бытом русского народа. Педагоги школы активно используют на своих уроках тематические экспонаты музея, проводят мастер-классы, приглашают гостей на посиделки.
Понравилось ребятам в русском уголке музея отмечать праздники – Рождество, Масленицу, дни рождения, где не только можно услышать о традициях наших предков, сделать сувенир для друзей, но и, как раньше, в старину, погадать на Святки, высказать свои мысли, обсудить музейный проект. Так возникла идея проекта «История одной вещи», в соответствии с которым любому желающему можно создать небольшую экскурсию, раскрыв, например, историю самовара, утюга, прялки и так далее.
Вспоминается, как в рождественские дни вместе со старшеклассниками приятно было собраться в музее вокруг чайного стола за самоваром и поговорить о народных традициях и православных праздниках: как украшали дома, какие особые блюда готовили, какие устраивали игры и забавы. Когда весной все обучающиеся перешли на дистанционный режим работы, этих музейных встреч стало не хватать. Так сама собой родилась идея продолжить посещение музея, но уже в онлайн-формате. При этом, создавая презентации или видеосюжеты, мы использовали имеющиеся в музее экспонаты.
Как раз в самом начале весеннего карантина особенно актуальны стали вопросы чистоты и гигиены. Опираясь на нашу коллекцию – глиняные горшки, чугунки, рукомойник, рубель, валек, скалку, – создали презентацию «Чистота – это есть красота», где рассказывается о формировании традиций умывания, мытья рук, стирки, глажения белья, которым уже более девяти веков. В апреле, в предпасхальные дни, захотелось рассказать об истории православных праздников в период Великого поста, о быте и традициях на Руси в эти дни. Так появились презентации, освещающие историю праздников Благовещения, Вербного воскресенья, Пасхи и богатейшие народные традиции, с ними связанные. Например, используя интересный экспонат музея, пасочницу, ребята создали презентацию «Традиции пасхального стола».
Патриотическое направление в работе музея особенно важно. Практически каждую семью затронула война, и ребята с гордостью и волнением делятся воспоминаниями о своих близких, прошедших это тяжелейшее испытание. Наша школа сотрудничает с поисковым отрядом «Обелиск», это общественная организация, которая кроме основной поисковой работы ведет просветительскую и воспитательную деятельность среди молодежи.
Педагоги совместно с поисковым отрядом «Обелиск» разработали и провели мероприятия «Дорога памяти», «Памяти героев будем достойны», «Мой город Москва», выпустили информационный журнал, посвященный 75‑й годовщине со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Обучающиеся создали видеоролик «А может, не было войны», участвовали в акции «Бессмертный полк» и подготовили презентацию «Участники Великой Отечественной войны». Участники проекта в школьном музее оформили стену памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». Материалы о родственниках, защищавших Отечество, были собраны нашими обучающимися вместе со своими родными и близкими.
В этот необычный год праздник 75‑летия Победы в Великой Отечественной войне пришлось отмечать тоже необычно. Продолжением работы по военно-патриотическому направлению стало создание ряда материалов в онлайн-формате. В преддверии Дня Победы обучающиеся побывали на выставке «Память поколений», организованной прошлой осенью в Центральном выставочном зале «Манеж». На ней были представлены лучшие художественные произведения, собранные из разных музеев страны, в которых героический путь к Победе отражен художниками, творившими в 1940-2010 годах. Обучаясь в дистанционном режиме, учащиеся ознакомились с рядом презентаций, связанных с отдельными экспонатами нашего музея. Например, «История и значение каски в годы ВОВ», «Экипировка солдата в годы войны». По военно-патриотической теме планируем сделать еще ряд работ, отражающих быт солдат, их досуг, деятельность концертных фронтовых бригад, подвиг медицинских работников в годы Великой Отечественной войны.
Историко-краеведческое направление связано в основном с историей нашей школы. Здесь тоже есть свои задумки по оформлению экспозиций музея и созданию экскурсий, презентаций, видеосюжетов с использованием современных информационных технологий. Но в этом направлении еще предстоит проводить изыскания, используя в основном сохранившиеся исторические фотографии и школьные альбомы.
Сейчас в школьном музее существует определенный архив материалов, которые любой педагог школы может использовать для организации просветительских и воспитательных мероприятий как в самом музее, так и при работе в дистанционном режиме.
Музей способствует формированию у обучающихся гражданских и патриотических качеств, расширению кругозора и формированию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой и исследовательской работы. В рамках проектной деятельности обучающиеся вместе с педагогами участвуют в городских проектах, это вызывает творческий интерес, мотивирует их на дальнейшую работу. Хочется пожелать школьному музею дальнейшего развития, пополнения экспозиций, достижения поставленных целей. Ведь по другую сторону двери с табличкой «Школьный музей» открывается история нашего Отечества.
Ольга КОЗЛОБАЕВА, Наталья ШАХОВА, воспитатели специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31
Комментарии