Цель экономического воспитания: создание и развитие системы непрерывного экономического образования в школе.Задачи:1) формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, экономического мышления;2) формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;3) создание мотивации к активному участию в жизни социума.Возрастная категория участников: учащиеся 5-11-х классов, их родители.
Содержание экономического образования и воспитанияРеализация программы осуществляется через взаимосвязанную урочную и внеурочную деятельность. В рамках системы непрерывного образования и воспитания выделяется два этапа: средний школьный возраст – 8-9-е классы, старший школьный возраст – 10-11-е классы.Урочная деятельность обеспечивает знание экономической теории, школьники получают знания с помощью элективных курсов «Конституционная экономика», «Основы предпринимательства».Внеурочная деятельность. Проектная деятельность содействует получению практических навыков социальной адаптации в рамках реализации российско-шведского проекта «Обучение предпринимательству в средней школе». (См. таблицу 1.)Формы внеурочной работы1. Факультатив «Основы предпринимательства». 11-й «А» класс.2. Элективный курс «Основы предпринимательской деятельности». 11-й «Б» класс.3. Элективный курс «Конституционная экономика». 9-й класс. 4. Тьюторские занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам. 9-11-е классы.5. Подготовка ученических проектов в рамках программы SEED (обучение предпринимательству в средней школе).6. Курсы в школьном центре довузовской подготовки по направлению «Экономика» для 11-го класса.7. Элективный курс «Мой выбор». 9-й класс.8. Элективный курс «Основы маркетинга». 11-й класс.9. Неделя правовых знаний для 6-11-х классов.10. Неделя экономики для 6-11-х классов.11. Профориентационные экскурсии в филиал РГПУ им. А.И.Герцена, ИВЭСЭП, «Финэк», ГИЭФПИ для 10-11-х классов.12. Элективный курс «Реальный потребитель». 9-й класс.13. День защиты прав потребителя – деловая игра для 8-11-х классов.14. Всероссийская олимпиада по обществознанию от Центра поддержки талантливой молодежи. 8-11-е классы.15. Научно-практическая конференция в филиале РГПУ им. А.И.Герцена «Ученик – школа – вуз». (См. таблицу 2.)На постоянной основе в течение 6 лет я руковожу работой по организации помощи воспитанникам детского дома «Родничок». Директор детского дома Светлана Семенова отмечает высокую активность, зрелую гражданскую позицию наших учеников.Ученица 10-го класса Мария Романенко в рамках участия в муниципальном конкурсе «Ученик года» под моим руководством разработала проект благоустройства территории санатория-профилактория «Волхов» силами учащихся школы при партнерстве с ООО «Санэко». Санаторий-профилакторий – социальный партнер школы, наш сосед, его территория в настоящий момент находится, к сожалению, в запущенном состоянии. Взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами для решения тех или иных проблем местного социумаУчащиеся в рамках работы по модели SEED Шведского фонда обучения предпринимательству с 2005 года систематически участвуют в создании бизнес-проектов, на практике изучают организацию работы на предприятиях малого и среднего бизнеса города Волхова и Волховского района, приносят пользу местному сообществу, участвуя в рекламных кампаниях предприятий, опросах общественного мнения, анкетировании покупателей. Вот некоторые темы проектных работ учащихся, созданных в сотрудничестве с предпринимателями Волховского района:- «Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Секунда»;- «Финансово-экономический анализ деятельности ООО ЦТО «Торгово-сервисный центр»;- «Бизнес-план ООО «Синема»;- «Анализ работы с клиентами компании Mary Kay»;- «Реклама и современный бизнес»;- «Анализ деятельности ИП Сорокина Е.Н.»;- «Новые способы привлечения клиентов ИП Ефимова С.Б.».Польза для местных структур – получение нового взгляда на развитие бизнеса, новых идей по развитию предприятия.Ожидаемый результат от организации внеурочной работы по предмету:- повышение уровня социальной адаптации учащихся, воспитание активной жизненной позиции средствами проектной деятельности, активного участия в жизни местного сообщества;- ежегодные школьные научно-практические конференции для старшеклассников «К вершинам науки» (секция экономики);- проведение районного фестиваля социальных проектов;- повышение мотивации к изучению социально-экономических дисциплин;- систематическое проведение декад по экономическому просвещению, популяризации потребительских знаний среди учащихся и родителей;- победы учащихся в олимпиадах по социально-общественным дисциплинам муниципального и областного уровней.Елена ТИМОШИНА, учитель обществознания и экономики, заместитель директора по УВР волховской средней школы №1 Ленинградской области
Комментарии