search
main
0

План спасения птенца. Урок психологического развития во 2-м классе

Тема: Развитие логического мышления. Форма: игра.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить с личностными качествами и способностями разведчика;

– научить расшифровывать и зашифровывать донесения;

– провести профессиональную пробу.

Развивающая:

– развивать ассоциативное, аналитическое и синтетическое мышление, воображение.

Воспитательная:

– содействовать воспитанию чувства патриотизма, а также настойчивости, выдержки, воли.

Оборудование и материалы:

– дидактический раздаточный материал;

– карточки.

Подготовка кабинета:

– стулья стоят по кругу;

– парты приготовлены для работы четырех групп.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети!

Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? (Ответы учеников.)

Действительно, за окном светит солнце, своим теплом согревая каждого из нас. Но ведь солнышко каждый день разное, светит то ярко, то едва пробивается сквозь тучи. Так и мы с вами каждый день разные. Я думаю, сегодня мы узнаем о себе что-то новое. Занимайте места в кругу, усаживайтесь удобнее.

2. Вводная беседа.

Учитель: В прошлом году мы отметили 60-летие Великой Победы над фашистскими захватчиками, которые вероломно вторглись на территорию нашей Родины. Долгие четыре года длилась эта война. Двадцать миллионов людей погибли на полях сражений и от варварских действий завоевателей. Нелегко пришлось русскому народу: голод, холод, разруха. Но все-таки мы выстояли и одержали победу над фашистской Германией. Этой победой мы обязаны солдатам всех родов войск, командирам, пехотинцам, артиллеристам, военным летчикам и, конечно же, разведчикам.

Как вы думаете, кто такие разведчики? (Словарная работа – уточнение лексического значения слова.)

В чем заключается главная задача разведчиков? (Добывать секретные данные о месте расположения врага, его вооружении и направлении действий.)

Какими качествами и способностями, на ваш взгляд, должен обладать разведчик? (Смелостью, наблюдательностью, сообразительностью, умением оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать, делать выводы.)

Учитель обобщает ответы детей.

Учитель: Интересно, а нам могут пригодиться такие качества и способности в жизни? (Да.)

Я предлагаю вам пройти «Школу юного разведчика». Готовы?

Как должны отвечать юные разведчики? (Так точно!)

Итак, занятие в «Школе юных разведчиков» начинается. Сегодня мы будем развивать качества и способности разведчиков.

3. «Школа юного разведчика».

1. Разминка.

Учитель: Разминку предлагаю провести в кругу. Напоминаю правила работы:

выполняем все заданные упражнения;

слушаем друг друга;

не перебиваем.

Согласны выполнять эти правила? (Да.) Тогда приступаем к первому заданию. Учитель показывает первую карточку. Дети друг за другом по кругу называют предмет, с которым ассоциируется изображение на карточке. Учитель поощряет ответы детей:

– Отлично!

Если дети называют одинаковые ассоциации, то учитель спокойно говорит, что некоторые люди мыслят одинаково и тогда их называют единомышленниками. Дав возможность высказаться всем ребятам, учитель показывает следующую карточку и так далее.

Учитель: Что вам напоминают эти фигуры?

1-я карточка

2-я карточка

3-я карточка

Учитель показывает карточку со словом, читает его вслух. Работа проводится в том же порядке, как и с предыдущими карточками.

Учитель: О чем вы подумали, услышав слово «новый»?

О чем вы подумали, услышав слово «теплая»?

Учитель говорит, что, услышав слово «теплая», подумал о теплой руке. После чего предлагает детям взяться за руки и подарить друг другу свое тепло и поддержку. Затем предлагает, разделившись на группы, занять места за партами.

Итог разминки: Во время разминки мы развивали с вами образное и ассоциативное мышление, благодаря которому разведчик может зашифровать любую информацию, понятную ему и непонятную другим.

2. Секретное задание. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: К нам в руки попало зашифрованное письмо. Вам дается 5-7 минут для расшифровки предложений. (Группы получают листочки-шифровки.)

На дереве сидит котенок (рис. 1).

Наша Таня громко плачет (рис. 2).

Слон живет в Африке (рис. 3).

Из гнезда выпал птенец (рис. 4).

Один ученик из группы представляет отчет о работе.

Итог этапа «Секретное задание»: Поздравляю вас с успешным выполнением задания. Какие качества разведчика развивались в процессе его выполнения? (Ответы детей: сообразительность, наблюдательность, смекалка.)

Все верно. Говоря по-научному, мы развивали умения ассоциировать, анализировать, синтезировать или учились мыслить логически.

3. Решение практических задач.

Учитель: Продолжаем занятие в нашей школе. Разведчик часто оказывается в ситуации выбора. Он мгновенно мысленно проигрывает десятки, сотни вариантов, прежде чем примет единственно правильное решение.

Разгадав зашифрованные в секретных заданиях фразы, вы узнали, кто нуждается в вашей помощи. А сейчас каждая группа должна предложить два способа помочь герою: основной и запасной. Для выполнения задания у вас есть 5-7 минут. (Группам раздают карточки с заданиями.)

1. Котенок, охотясь за птичкой, забрался на верхнюю ветку дерева. А спускаться боится.

Задание: придумайте два способа, как снять котенка с дерева.

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Задание: придумайте два способа, как достать мяч из реки.

3. Из зоопарка исчез слон. Его следов нигде не обнаружено.

Задание: придумайте два способа объяснения его исчезновения.

4. Из гнезда выпал птенец. Птица-мать не примет птенца, побывавшего в руках человека.

Задание: придумайте два способа спасения птенца.

Группы отчитываются о выполнении задания, остальные слушают. Если группа предложила только один способ решения проблемы, любой ученик из класса может предложить свой вариант.

Итог этапа: Вы замечательно трудились, придумали оригинальные способы решения практических задач, но вместе с тем мы сейчас развивали воображение.

4. Самостоятельная шифровка.

Учитель: Представьте, что вам нужно передать в штаб секретную информацию. Зашифровать ее надо так, чтобы в штабе все правильно поняли.

Девочка любит мороженое.

Кошка сидит на окошке.

В дупле сидит белка.

Медведь живет в лесу.

Разбирать ваши шифровки мы будем на следующем уроке. Нужно заканчивать урок в школе юного разведчика – и подводить итог.

4. Рефлексия урока (проводится с помощью жестов).

Учитель: У разведчиков бывают ситуации, когда он не может поговорить с человеком, а передает информацию с помощью жестов. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете мне «отвечать» с помощью жестов.

Если нравилось работать, сделайте так. (Пальцы сжаты в кулак, большой палец поднят вверх.)

Коль узнали вы чего-то, то вот так. (Поглаживание себя по голове.)

Настроение отличное? Вот так. (Кисть руки расположена вертикально, большой и указательный пальцы образуют букву «О», остальные пальцы находятся чуть позади. Жест «o’key».)

5. Итог урока. Наше занятие закончилось. Вы были настоящими разведчиками. Я рада вашим успехам. Благодарю за работу на уроке!

Ольга РУСИНОВА, учитель начальных классов Кормовищенской СШ, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте