Древняя легенда ласит, что пред Куликовской битвой выехал светлый князь Димитрий Московский с воеводой князем Боброком Волынским на поле битвы у Дона и Непрядвы на рассвете, приложил сей вещий Боброк свое чуткое ухо к матери сырой земле и услышал как бы женский стон.
Приложив сегодня некое вещее мистическое ухо к мистическому телу земли Русской, услыхали бы мы стон ее – не знаю. Но звук пилы, думаю, был бы слышен. Той самой пилы, которой российская интеллигенция последние полтора столетия упорно и настойчиво пилит сук, на котором сидит.Вспомним, какие замечательные были времена реформ при Александре Освободителе! Какие надежды! Интеллигенции бы цвести да пахнуть в этой оттепели после холода николаевских времен. Она и запахла, и распустилась махровым цветом: сначала Русь к топору позвала, потом в народ пошла, а потом ее исчадия царя убили. И наступила реакция. «Ужас, ужас!» А вы чего хотели, господа? Чтобы вас за ваше поведение по головке погладили?А в феврале 1917-го каков был праздник! Самодержавие всем миром свергли. А потом пришли большевики, с ними матросня, гопники, спекулянты, ночные обыски ЧК, мешочничество, торговля бельем и посудой с рук на Сухаревке, хамство, болезни и вши! А вы на что надеялись, господа?Да и в 1991 году интеллигенты всей душой поддержали революцию и сразу же пострадали от роста цен, невыплаты зарплат, потери социальных гарантий и статуса. Но тут, ничего не скажешь, работа была на перспективу, ведь в обществе буржуазном интеллигенту теоретически живется лучше, чем в обществе советском. Тем не менее и сегодня еще стонут вокруг «инвалиды перестройки» и «жертвы либерализации», не нашедшие себе места в жизни. Но вот не прошло и двадцати лет со времен распада СССР, а уже сегодня образованная «чистая публика» снова вышла на улицы. И снова мистическим боброк-волынским ухом слышен звук пилы – то интеллигенция снова принялась за любимое дело – пилит свой сук, на котором даже еще и укрепиться как следует не успела, гнездо соловьиное не сподобилась свить.Ох, вспомним, что не было времени лучше для интеллигентных людей, чем перед Первой мировой войной, году так в тринадцатом: Серебряный век, изысканный декаданс, хорошие заработки, приятные беседы и нежные встречи, вишневые сады, антоновские яблоки, свобода печати, парламент, политические клубы, артистические подвалы, поездки в Швейцарию и на воды Виши, всякие разные «конфетки-бараночки». И вдруг эта вся благодать рухнула и канула в Лету под радостные клики адвокатов, инженеров, врачей, студентов, артистов, гимназистов, гимназисток и курсисток: «Да здравствует свобода, долой самодержавие!»Три поколения интеллигентов после этого жили в суровых условиях советской власти, и только сейчас в столице России появилось в нужном объеме многое из того, что было в императорской России: свобода слова и печати, масса интересных книг, культурные события, кофейни и рестораны, театры и модные подвалы, поездки в Европу, храмы десятков конфессий, политические тусовки и дискуссионные клубы, пресловутые «конфетки-бараночки» опять же. Живи не хочу! Благо и денежки наконец-то завелись.Но не тут-то было! Благородная публика снова взялась за свое. Соскучилась, видать, родимая, по матросне, по уличной торговле барахлом, по бандитам в малиновых пиджаках, по карточкам и талонам, по налетам и обыскам. «Как же без этого? Скучно ведь! Надо, надо нам новую революцию делать, господа. Долой самодержавие!»Но это ведь только в городе Москве средняя заработная плата сегодня около сорока тысяч рублей. Сравнивая потребительскую корзину москвича позднего брежневского времени и сегодняшнего жителя столицы, нетрудно убедиться, что нынешний рубль примерно стал равен советской копейке. То есть средняя заработная плата в Москве сегодня составляет в сопоставимых ценах 1982 года примерно 400 советских рублей. Столько имели в Советах немногие, а средняя заработная плата по Москве составляла тогда около 300 рублей. Минимальная пенсия сегодня в Москве – одиннадцать тысяч с московской доплатой, а в те времена около ста рублей. Уровень доходов советской эпохи в Москве уже превышен сегодня, комфорт проживания также резко повысился, как и качество жизни. (Алкоголикам вообще ныне раздолье – раньше на среднюю зарплату можно было купить 80 бутылок дешевой водки по три шестьдесят две, а сегодня аж четыреста двадцать).Если сравнить с царским временем, то средняя зарплата в Москве равна по покупательной способности на сопоставимые товары примерно восьмидесяти имперским рублям, восьми золотым червонцам. Жалование армейского капитана или учителя гимназии. Неплохо по всем параметрам.Но это в Москве. А в провинции хорошей зарплатой для рабочих считается 20 тысяч рублей, а для мелких служащих и десять хорошо. И работа часто тяжелая, не то что в Москве, а при этом социальное неравенство раздражает не меньше. Качество жизни низкое, тут проблемы – и детские сады, и школы, жилой фонд, коммунальные сети, дороги, экология – да десятки проблем! Там, где что-то меняется к лучшему, горой стоят за власть, там же, где все плохо и запущено, крепко поддерживают левую оппозицию. Демократические, но слегка капризные протесты столичной интеллигенции, среднего класса крупных городов, избалованной буржуазной молодежи, которой родители дают на завтраки столько же, сколько получает рабочий у мартена в Нижнем Тагиле, в том самом Нижнем Тагиле разделяют лишь постольку, поскольку они могут помочь им решить свои задачи.Так было и раньше. Интеллигенция, подвижная, располагающая временем, набравшаяся революционных идей, выступала застрельщиком революционных процессов. Но потом ее быстро оттесняла «левая волна», и вдруг она, такая милая и либеральная, оказывалась «контрреволюционной». «Гнилая интеллигенция!» – неслось с трибун. «А еще шляпу одел!» – пихали локтем в трамвае. Николай Эрдман вложил в уста своего персонажа из пьесы «Самоубийца» замечательные слова о том, что российская интеллигенция подобна курице, высидевшей утиные яйца. Утята окружили курицу и говорят ей: «Лети». – «Детки, но я же курица, я не умею летать». – «Тогда плыви». – «Детки, но я же не умею плавать, я же курица». – «Тогда сиди». И посадили!Не надо нам быть этой курицей, не надо вновь пытаться совершить самоубийство, ударившись головой о всенародное неприятие, классовое раздражение и нежелание еще очень небогатого и плохо живущего населения разделять интеллигентские взгляды. Средний класс в стране еще слаб, он может оказать поддержку пока только в Москве и Питере, он сам еще разношерстный и разночинный, а буржуазия равнодушна и эгоистична. Только государственная власть пока способна защитить интеллигенцию от раздражения российского народа. Старик Руссо еще в восемнадцатом веке утверждал, что «демократия не может функционировать в условиях слишком большого социального неравенства». В таком обществе образуются трещины, начинается антагонистическое противостояние. Такие социальные трещины способен заполнить лишь средний класс, к которому, кстати, принадлежит в основном и сама интеллигентская публика.Так что подлинные, невыдуманные интересы интеллигенции сегодня лежат скорее в области укрепления благосостояния народа, развития образования и здравоохранения для уменьшения социального и экономического расслоения и противостояния в обществе, повышения качества человеческого капитала, формирования среднего класса, всесторонней модернизации страны, то есть в тех же самых сферах, где активно стремится действовать государство. Симбиоз государства и интеллигенции сегодня насущная необходимость для эволюции государства в наши непростые времена, подобно тому как необходим симбиоз гриба и водоросли в лишайнике, одном из самых устойчивых к неблагоприятным условиям организме. В дальнейшем, конечно, остро встанет вопрос о либерализации и модернизации системы власти, в котором интеллигенция должна занимать не левую, не правую, а умеренно центристскую позицию, без излишнего дрейфа вправо, что не совпадает с ее экономическими интересами, но и без излишнего движения влево, что несет для нее политическую угрозу.И, господа, меньше эмоций, больше рацио! Бенедикт Спиноза говорил: «Не надо смеяться, не надо плакать, надо понимать!» Расширить исторически доставшуюся нам в наследство трещину между образованной публикой, органической частью среднего класса, российской интеллигенцией, с одной стороны, и неплохо образованной, дееспособной, умеренно авторитарной государственной властью – с другой, конечно, можно, для этого ума не надо. Но надо помнить, что природа не терпит пустоты, и эту трещину заполнят не сияющие лица друзей, а мрачные ряды левых социалистов, коммунистов, анархистов, популистов, националистов, политических хулиганов и экстремистов. Опять наступим на грабли, господа! Не надо бы, однако.Лучше искать новые формы диалога с властью для реализации тех преобразований, которые нам выгодны стратегически сегодня, чтобы завтра получить общество, пригодное для реализации демократической модели, чтобы со временем перестроить авторитарные институты.Но эта задача не решается революционными путями. Только эволюция будет прогрессивной на данном этапе нашего развития. Да и вообще, не надо больше революций в нашей многоукладной и многонациональной стране. План по революциям на ближайшие сто лет мы уже выполнили. Как говорил Шолом-Алейхем: «Революция – это хорошо. Только первые сто лет потом бывает трудно». Сто лет уже скоро, в 2017 году. Только жить начинаем. Нет, не надо нам революций, господа! Очень не хочется потерять и то, что мы имеем сегодня, и то, что рассчитываем иметь завтра.Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат Московской городской Думы
Комментарии