Конференция «Информационные технологии в образовании» в этом году стартовала с обсуждения одной из самых актуальных сегодняшних проблем – подключение российских школ к сети «Интернет» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Этой теме было посвящено большинство выступлений на пленарном заседании, а также «круглые столы». Организации, которые обеспечивают выход образовательных учреждений во Всемирную паутину, постарались детально объяснить, как проходит проект, чего ожидать в 2006 и 2007 годах, наконец, кто и за что отвечает.
Сколько и когда?
События развиваются стремительно. Только в начале этого года Россвязьнадзор закончил большую работу по определению технических возможностей подключения школ и других образовательных учреждений. Совместным приказом Мининформсвязи России и Минобрнауки России был утвержден перечень образовательных «объектов», подключаемых к сети «Интернет», общим числом 52 940. Причем, по словам заместителя руководителя проекта Национального фонда подготовки кадров Владимира Кашицина, это не только общеобразовательные школы, но и вечерние, кадетские, школы-интернаты, учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционные, спецшколы…
В ходе открытого конкурса был определен исполнитель государственного заказа – ОАО «РТКомм.РУ», который подключил первую школу к интернету не так давно – 29 сентября. В начале ноября стало ясно, что работа идет четко, оперативно, по плану. Исполнитель вышел на режим подключения со скоростью 350-400 школ в день. Владимир Петрович констатировал: «Это соответствует плану-графику, который записан в контракте. Всего до конца декабря этого года должно быть подключено до 18 тысяч образовательных учреждений. И 36 940 в будущем году. Им всем будет обеспечен бесплатный и неограниченный доступ к ресурсам Сети до 31 декабря 2007 года. Я бы сравнил это с решением задачи ГОЭЛРО». Более того, в связи с тем, что каждой вновь подключаемой школе обещан бесплатный интернет на два года, в начале 2007-го будет запущен еще один конкурс. Выигравшая его организация обеспечит все подключенные образовательные учреждения обещанными благами. А что потом? Заместитель начальника управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию Юрий Петров объясняет: «Затем каждая школа на уровне муниципалитета, субъекта Федерации будет решать, необходим ли ей интернет в учебном процессе. С января 2010 года необходимо закладывать собственные бюджетные средства на оплату доступа. Средняя цена за трафик, которую предлагает исполнитель, будет существенно ниже цены, которая присутствует на рынке в каждом субъекте».
Цена этого проекта – три миллиарда рублей. В этом году будет потрачен один миллиард, в 2007-м – еще два.
Как?
Основная концепция проекта – уйти от асинхронного доступа, который практиковался в рамках ФЦПРО. То есть основной упор делается на наземные методы подключения. Однако там, куда тяжело провести провода, будут работать спутниковые каналы связи.
Ширина канала – 128 килобит в секунду, возможно, со временем он будет расширен до 512 килобит.
Обязательное требование – наличие в школе, куда проводят интернет, как минимум, одного автоматизированного рабочего места (АРМ), соответствующего требованиям, утвержденным совместным приказом Мининформсвязи и Минобрнауки. В качестве базовой взяли конфигурацию АРМ, поставляемых в рамках федеральных целевых программ, в частности федеральной целевой программы «Развитие образования». Однако для нового проекта в два раза увеличили объем оперативной памяти видеокарты и количество USB-портов в компьютере. «Ведь компьютер, подключенный к интернету, – считает Юрий Петров, – возможно, станет в образовательном учреждении единственным информационным центром, туда будут подключены сканеры, принтеры – огромное количество периферии». Спецификация автоматизированного рабочего места – не тайна за семью печатями, она вывешена на сайте Рособразования и на сайте НФПК.
Заместитель директора «РТКомм.РУ» Виталий Моськин рассказал, как строится работа по подключению школ:
«Представители «РТКомм.РУ» в соответствии с утвержденным планом-графиком организуют канал доступа в образовательные учреждения. Все представители образовательных учреждений знают, в какой день к ним подъедет представитель «РТКомм.РУ». После того как организован канал связи и произведена настройка конечного оборудования, является выездная комиссия в составе представителей Россвязьнадзора, нашей компании и образовательного учреждения. Составляется протокол. Если все требования выполнены, он подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Все представители образовательных учреждений на местах имеют информацию, как должно быть подготовлено помещение для организации АРМ, требования к нему и знают, какие требования предъявляет представитель «РТКомм.РУ» при сдаче-приемке работ.
Что делать, если возникают проблемы? Например, на момент проведения приемо-сдаточных испытаний не готово автоматизированное рабочее место. Представитель «РТКомм.РУ» обязан иметь с собой ноутбук. Если нет АРМ, испытания проводятся на компьютере нашего представителя.
Что делать, если образовательное учреждение уже имеет доступ к сети «Интернет»? Список утвержден госконтрактом, поэтому на сегодня мы обязаны обеспечить доступ к сети «Интернет» данному учреждению.
Что делать, если образовательное учреждение не вошло в список подключения школ? Представитель образовательного учреждения должен направить письмо-просьбу в свое Министерство образования.
Уже работает «горячая линия». Директора школ бесплатно и круглосуточно могут задать любой вопрос. Номер телефона: 8-800-333-02-50».
Зачем?
Представителю НФПК Владимиру Кашицину во время пленарного заседания задали вопрос, который звучит везде – на подобных совещаниях, в школах, в виртуальных форумах: «Почему подключаются школы, у которых нет интернета или которые обладают слабыми модемными соединениями? Почему в стороне остаются «продвинутые» учреждения?» «Сработал принцип выравнивания возможностей, – убежден Кашицин. – К тому же мне хотелось бы, чтобы мы не воспринимали этот проект как панацею для всех школ. Задача ПНПО – не сделать Россию счастливой, здесь достаточно утилитарная, но при этом социально важная задача. Федеральный проект не заменяет деятельность, в том числе экономическую, муниципалитета, которая должна давать школе средства и на обновление софта, и на приобретение парка машин, и на оплату трафика».
Комментарии