Андрей Сергеевич Бубнов (1884-1938) – крупный государственный, политический и военный деятель. В 1929-1937 годах являлся народным комиссаром просвещения РСФСР. Его отличали стратегическое мышление, высокий организаторский и интеллектуальный потенциал. Характерными чертами были самостоятельность мышления, неподверженность влиянию со стороны вышестоящих руководителей в сочетании с высокой личной ответственностью и гражданской смелостью.
Убежденный революционер
Андрей Бубнов родился 22 марта (4 апреля) 1884 года в городе Иваново-Вознесенске (ныне г. Иваново). По своему социальному и конфессиональному происхождению относился к старообрядцам. После окончания реального училища поступил в Московский сельскохозяйственный институт, откуда был исключен за революционную работу.
В 1903 году Бубнов вступил в РСДРП(б). В 1905 году он стал одним из вдохновителей и организаторов революционных выступлений иваново-вознесенских текстильщиков, в результате которых был создан первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Начиная с 1907 года вел активную партийную работу. За 12 лет участия в революционном движении – с 1905 по 1917 год – Андрей Сергеевич 13 раз подвергался аресту, несколько лет провел в тюрьмах и ссылках. Его роль и место в партии возрастали по мере его дальнейшего становления и формирования в качестве политического деятеля.
Был приговорен к ссылке в Сибирь, но по дороге в Туруханский край Андрей Сергеевич Бубнов узнал о свержении царя и возвратился в Москву, а затем по заданию партии выехал в Петроград. В октябре 1917 года он был избран в Военно-революционный партийный центр по руководству вооруженным восстанием. Бубнов сыграл видную роль в подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Входил в состав всех руководящих органов восстания, выступая сторонником решительных, но тщательно подготовленных действий. Во время восстания осуществлял руководство захватом вокзалов и железнодорожных станций, обеспечивал транспортировку через них войск, отрядов Красной гвардии и необходимых грузов.
В годы Гражданской войны его характеризовали как ученика и боевого соратника В.И.Ленина, одного из славных «маршалов Ильича». В 1922-1923 годах А.С.Бубнов заведовал агитационно-пропагандистским отделом ЦК РКП(б).
В 1924-1929 годах он начальник Политуправления РККА. В этот период богатый опыт военно-политической и организаторской деятельности Бубнова оказался востребованным на внешнеполитической арене для расширения и укрепления советско-китайских отношений. Под его руководством в Москве был создан Университет трудящихся Китая, который готовил китайских гражданских и военных специалистов из числа лиц, лояльно относящихся к Советскому Союзу.
Культурная революция
В августе 1929 года, после того как вся коллегия Наркомпроса РСФСР во главе с А.В.Луначарским вынужденно подала в отставку, наркомом просвещения был назначен А.С.Бубнов. В октябре 1929 года утвердили новый состав коллегии Наркомпроса. Действия нового наркома на первых порах находили поддержку у Н.К.Крупской. К ним с пониманием относилась и педагогическая общественность, которой импонировало то, что реорганизацию Наркомпроса Бубнов проводил в обстановке максимальной гласности и тесной связи с учительством.
На посту наркома просвещения Андрей Сергеевич Бубнов стремился придать культурной революции крупномасштабный и общенародный характер. В результате был накоплен уникальный исторический опыт осуществления культурного строительства, развития народного образования и создания системы массового дошкольного воспитания.
Наркомпрос во главе с этим незаурядным человеком поднял на качественно новую ступень решение вопросов национально-культурного строительства в РСФСР. Оно стало осуществляться на плановой основе. Массовую форму приняла ликвидация неграмотности у населения (1929-1931), которую нарком организовал по-военному – как выполнение боевого задания.
А.С.Бубнов стал одним из инициаторов культпоходного движения. Для практической реализации задач культурной революции через систему культпоходов были привлечены рабочие и колхозники, инженеры, врачи, агрономы, учителя, студенты и старшеклассники.
К концу 1932 года в стране насчитывалось три миллиона культармейцев. Они организовывали массовое обучение, вели разъяснительную работу с населением, создавали фонды помощи всеобучу. В фондах организовывали для школьников горячие завтраки, подвоз детей в школу, шили им одежду, проводили среди родителей учащихся и населения разъяснительную работу о необходимости всеобуча.
Сеть культурно-просветительных учреждений и общеобразовательных школ в обязательном порядке переводилась на родной язык населения. Широкими темпами шли организация в национальных районах стационарных и передвижных библиотек, изб-читален, домов культуры, клубов, радиофикация населенных пунктов.
Андрей Бубнов лично руководил созданием Литературного и реорганизацией Политехнического музеев, открытием экспозиции живописи советского периода в Третьяковской картинной галерее. Он добился повышения статуса Эрмитажа, что улучшило его финансирование, стоял у истоков образования в стране принципиально новой сети краеведческих и мемориальных музеев. Под его руководством была осуществлена постройка нового здания Ленинской библиотеки.
Деятельность Наркомата просвещения РСФСР не ограничивалась решением проблем образования, просвещения и культуры. Наркомпрос и подведомственные ему учреждения привлекались к выполнению многих важных в то время общегосударственных задач: индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, укрепление обороноспособности государства.
А.С.Бубнов внес конкретный и весомый вклад в решение такой чрезвычайно важной государственной задачи, как укрепление обороноспособности страны. Основными направлениями в этой деятельности стали целевые кампании по ликвидации неграмотности среди призывников и военнослужащих, систематическая культурно-просветительная работа в Красной армии, распространение военных знаний среди населения, введение и организация учебных занятий по военной подготовке для старшеклассников и студентов, инициирование военных сборов для учителей.
Эволюция политехнической школы
Одно из важнейших направлений деятельности наркома просвещения в первой половине 1930-х годов – создание политехнической школы, понимавшейся им как учебно-воспитательное учреждение, тесно связанное с жизнью и производством. Он последовательно выступал за четко организованную и многоступенчатую систему обучения.
По его мнению, школа должна была давать не только общетеоретические знания, но и практические производственные навыки, позволявшие ученикам сориентироваться в будущей профессии. Взгляды Бубнова на политехническое образование, которое он трактовал как единство общеобразовательных (относя к ним политические и культурные знания) и специальных технических знаний и навыков, прошли сложную эволюцию.
В 1929-1930 годах нарком по инерции поддерживал прежний курс на подчинение учебно-воспитательной деятельности задачам производительного труда на предприятиях. Это привело к превращению массовой школы в «цех завода» и резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки школьников. В 1931-1933 годах Бубнов осуществлял курс на создание политехнической школы, сочетающей общее и политехническое образование, обучение и производительный труд.
Однако после цикла партийных постановлений о школе первой половины 1930-х годов политехническая подготовка учащихся была ограничена теоретическим изучением ряда вопросов в курсах естественно-математического цикла. Трудовое обучение было исключено из учебно-воспитательного процесса, а школьные мастерские ликвидированы (1937). В результате подлинно политехническая школа не была создана.
Крупномасштабная реформа системы образования
Стратегически значимо, что в первой половине 1930-х годов под руководством А.С.Бубнов была проведена реформа системы общего образования, направленная на создание в СССР единого образовательного пространства. На посту наркома просвещения РСФСР А.С.Бубнов важнейшее значение придавал деятельности органов народного образования по расширению сети учебных заведений, укреплению их материальной базы и кадрового потенциала. Под его руководством в 1934 году было осуществлено всеобщее начальное обучение. А к 1937 году в СССР введено обязательное семилетнее обучение.
Было унифицировано содержание учебно-воспитательной работы школы, разработаны единые учебные планы и программы, подготовлены стабильные школьные учебники и учебные пособия. Эти меры способствовали развитию народного образования, повышению роли школы в обществе, в воспитании молодежи в соответствии с политическими и социально-экономическими задачами страны.
В Наркомпросе развернулась работа по долгосрочному планированию приема и выпуска студентов высших учебных заведений страны, по созданию пятилетнего плана подготовки кадров высшей квалификации – «пятилетки по кадрам». К планированию были привлечены все заинтересованные наркоматы и ведомства. Осуществление «пятилетки по кадрам» потребовало переосмысления и реформирования системы высшего образования для подготовки новой советской интеллигенции.
Многократно увеличились темпы подготовки национальных кадров высшей и средней квалификации. В автономных республиках России открылись новые и расширились прежние высшие и средние специальные учебные заведения. Кроме этого, создавались новые вузы и факультеты для национальных меньшинств вне территорий национальных автономий.
Неустанная забота об учителе
Правомерно считая учителя центральным субъектом учебно-воспитательного процесса школы, А.С.Бубнов высоко ценил гуманистический стиль деятельности педагога, уважение им личности каждого ученика.
Нарком просвещения содействовал повышению социальной роли учителей, улучшению их материального положения. Были введены нормирование учительского труда, его оплата по единым ставкам, учреждены педагогические почетные звания. А.С.Бубнов смог обеспечить освобождение учительства от многочисленных общественных нагрузок и несвойственных педагогам функций. О его гражданском мужестве свидетельствуют требования к сотрудникам Наркомпроса активно бороться за то, чтобы заведующие роно не превращались фактически в партийных работников, а занимались своими прямыми служебными делами.
Большая организаторская работа сочеталась со стремлением Андрея Сергеевича лично вникать во многие практические вопросы, нарком постоянно советовался с педагогами, руководил «предметно и конкретно». Часто выезжая в различные регионы, оказывал действенную помощь органам народного образования и школам. «Знать, что делается в школе, практически интересоваться тем, есть ли в школе тетради, чернила, чернильницы, как помочь учителю в деле овладения педагогическим процессом», – такие указания давал А.С.Бубнов работникам Наркомпроса, выезжающим на места.
Система подготовки педагогических кадров
Усилиями возглавляемого А.С.Бубновым наркомата была сформирована крупномасштабная система подготовки учительских кадров, включающая педагогические и вновь созданные учительские институты, университеты, курсы учителей с дневной, вечерней и заочной формами обучения. Для расширения подготовки педагогические кадров Бубнов увеличил сеть учительских и заочных педагогических институтов с двух (1928) до 48 (1931). В 1930 году на базе педагогического факультета 2-го МГУ был образован Педагогический институт имени А.С.Бубнова.
Несмотря на предпринимаемые усилия по увеличению приема студентов в вузы и техникумы, задачу обеспечения школ учительскими кадрами не удавалось решить. В связи с этим основным источником пополнения педагогических рядов стали краткосрочные курсы учителей.
К концу деятельности Андрея Сергеевича Бубнова на посту наркома просвещения в общеобразовательных школах РСФСР насчитывалось учителей в три с лишним раза больше, чем во всей Российской империи в 1917 году.
Большое внимание нарком уделял развитию педагогической науки, стремился переориентировать научно-педагогические институты на сближение исследований с практикой массовой школы, на изучение передового педагогического опыта. В короткие сроки была создана единая система национальных научно-исследовательских учреждений для подготовки специалистов и научных кадров, призванных заниматься реальными проблемами обучения, воспитания и культурного строительства применительно к каждой конкретной нации и народности. Была создана аспирантура.
Вечная память
Но, к сожалению, многие стратегические планы А.С.Бубнова по развитию народного образования и педагогической науки так и не были осуществлены.
В октябре 1937 года нарком не был пропущен в Кремль на Пленум ЦК ВКП(б) по удостоверению члена ЦК. Вернувшись в наркомат, узнал из сообщения по радио, что освобожден от должности как «не справившийся с работой». Затем он был исключен из партии и 17 октября 1937 года арестован. Военной коллегией Верховного суда СССР Андрей Сергеевич был приговорен к высшей мере наказания и 1 августа 1938 года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1956 году.
В увековечение памяти А.С.Бубнова в Иванове был открыт мемориальный музей в доме, где он жил, установлен гранитный бюст. Его именем названы в этом городе улица и медицинский институт, а также один из кораблей Черноморского флота. В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная наркому.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии