Сегодня во всех регионах Советы ректоров высших учебных заведений обсуждают проект закона, который может не в лучшую сторону изменить жизнь системы образования.
Председателю Комитета ГД РФ по бюджету и налогам Ю.Васильеву, Председателю Комитета ГД РФ по образованию и науке Н.Булаеву
Уважаемый Юрий Викторович!
Уважаемый Николай Иванович!
Президиум Совета ректоров высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Президиум Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук считают необходимым обратить Ваше внимание на то, что ряд предлагаемых изменений в законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике» не соответствуют Конституции РФ и умаляют государственные гарантии прав граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции РФ «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В настоящее время данная норма практически дословно процитирована в пункте 4 статьи 2 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако согласно проекту этот пункт излагается в следующей редакции: «4. Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования только в федеральных государственных высших учебных заведениях…». Данное изменение основано на положениях вводимой в действие с 01.01.2005 г. статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. ФЗ от 04.07.2003 г.), который запретил субъектам РФ финансировать сферу высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств регионального или местного бюджетов.
Таким образом, вышеназванная ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ и предлагаемая редакция пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ прямо противоречит части 3 статьи 43 Конституции РФ, исключая возможность получения гражданами высшего и послевузовского профессионального бесплатного образования в региональных и муниципальных вузах.
Одним из последствий этого является исключение в проекте возможности регионов самостоятельно, за счет средств собственного бюджета устанавливать дополнительные меры социальной поддержки такой малообеспеченной категории населения, как студенты.
Вторая важнейшая проблема касается существенного снижения уровня гарантий государства в области конституционного права граждан на образование, закрепленного статьей 43 Конституции.
В качестве примеров можно привести следующие предлагаемые поправки.
Проект предусматривает признать утратившим силу пункт 2 статьи 18 Закона «Об образовании»: «2.Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения».
Пункт 6 статьи 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» Закона «Об образовании» в редакции проекта не предусматривает обеспечения студентов федеральных государственных образовательных учреждений льготным проездом на транспорте.
В настоящее время указанная льгота, финансовое обеспечение которой осуществляет бюджет субъекта РФ, позволяет студентам, проживающим в Санкт-Петербурге, ежемесячно экономить около 300 рублей.
Отмена льготного проезда существенно обострит одну из самых серьезных проблем – недоступность качественного образования для малоимущих.
В соответствии со статьей 64 Конституции РФ положения статей 17-63 главы «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона «Об образовании» «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Это положение сопровождается нормами о Федеральной программе развития образования (пункты 2-4 статьи 1), а также государственными гарантиями приоритетности образования, установленными статьей 40 Закона «Об образовании». В частности, они предусматривают ежегодное выделение на нужды образования не менее 10 процентов национального дохода, защищенность соответствующих расходных статей федерального, регионального и местных бюджетов, выделение на финансирование высшего профессионального образования не менее 3% расходной части федерального бюджета. Норма пункта статьи 15 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» предусматривает выделение на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения не менее 4% расходной части федерального бюджета. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ признано приоритетной задачей.
Пунктами 3 и 4 статьи 40 Закона «Об образовании» предусмотрены налоговые льготы для образовательных учреждений и для инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие системы образования. В проекте перечисленные выше нормы признаются утратившими силу. Но в таком случае приоритетность образования лишается финансовых гарантий. Одновременно лишаются финансовых гарантий и нормы о праве на образование, содержащиеся в статье 43 Конституции РФ.
Согласно действующему законодательству использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения (пункт 2 статьи 43 Закона «Об образовании», пункт 4 статьи 28 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). В проекте эту норму предлагается отменить.
Проект также предусматривает отмену норм о повышенных минимальных ставках заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений (в настоящее время эти ставки указаны в пункте 2 статьи 54 Закона «Об образовании» и пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
То обстоятельство, что действие данных норм приостанавливается законами о федеральном бюджете за отдельные годы, не свидетельствует в пользу их отмены. Приостановление является временной вынужденной мерой. При прекращении действия обусловивших его факторов приостановленные нормы должны вступать в действие.
В соответствии с законопроектом признаются утратившими силу нормы законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», содержащие слова «Федеральная программа развития образования». Вместе с тем законопроект не предусматривает признание утратившим силу Федерального закона от 10 апреля 2000 г.
№ 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
В силу того, что в соответствии с Конституцией РФ (пункт «е» части 1 статьи 72) общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Федерации и субъектов РФ, организационная основа государственной политики в области образования – Федеральная программа развития образования – не может являться предметом регулирования законопроекта в части, не касающейся разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти.
В соответствии с проектом в абзаце девятом пункта 3 статьи 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» исключаются слова «за счет средств соответствующего бюджета». Таким образом, предлагается следующая редакция: «Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии». Делая такую запись, разработчики проекта руководствовались тем, что финансирование федеральных образовательных учреждений является расходными обязательствами РФ, то есть бюджет может быть только федеральным. Однако указанная новелла предоставляет студентам, обучающимся на коммерческой основе, право проживать в общежитии, пользоваться коммунальными и бытовыми услугами за символическую плату (фактически за счет федерального бюджета).
Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга В.РОМАНОВ, Председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН Ж.АЛФЕРОВ
Комментарии